Недействующий

О Федеральной целевой программе развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997-2000 годы (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В ходе структурной перестройки экономики остро встает вопрос о комплексной адаптации регионов к новым условиям социально-экономической среды. В большей мере это относится к тем регионам, где в силу особенностей исторического развития сложились неблагоприятные с точки зрения бюджетных и макроэкономических показателей условия. Данное положение в полной мере относится к Чувашской Республике, низкий экономический и налоговый потенциал которой по сравнению со среднероссийским уровнем требует реализации комплексных мероприятий со стороны органов государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики.

В целях решения задач региональной экономической политики и формирования необходимых условий по выводу Чувашской Республики из экономического кризиса был принят Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1992 года N 1071 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития Чувашской Республики", реализация которого положительно отразилась на состоянии экономики Республики.

Вместе с тем продолжается падение производства, особенно в промышленности, являющейся основным источником формирования доходной части бюджета. Значительная доля конверсионных производств, высокая ресурсоемкость производства, зависимость от внешних поставок сырья и утяжеленная структура производства в условиях перехода к рыночной экономике и структурного кризиса стали причиной более высоких темпов спада производства по сравнению с общероссийскими. Объем промышленного производства в Республике в 1994 году по сравнению с 1993 годом снизился на 40 процентов, в целом по Российской Федерации - на 24 процента, а в 1995 году (по сравнению с 1994 годом) соответственно - 17 процентов и 3 процента и за 9 месяцев 1996 года - 19 процентов и 5 процентов. Растет число предприятий, на которых имеют место длительные остановки производства. В 1995 году ежемесячные остановки работы были на 110 предприятиях (в 1993 году - на 46).

Одной из важнейших проблем Республики, требующих решения методами структурной перестройки, является конверсия производства, и прежде всего техническое перевооружение и реконструкция производственных мощностей с целью производства продукции гражданского назначения и товаров народного потребления.

Используя собственный научно-технический потенциал и передовые технологии, 11 крупных промышленных предприятий и 1 специализированное проектно-конструкторское бюро приступили к осуществлению программ конверсии в условиях минимальной государственной поддержки.

В ходе реализации программ конверсии 8 предприятиям из 12 выделены в 1992-1994 годах льготные кредиты в размере 3,52 млрд.рублей, в том числе в 1992 году - 45,6 процента требуемых средств, в 1993 году - 44,3 процента, в 1994 году - 4,97 процента, в 1995 и 1996 годах средства не выделялись.

В настоящее время финансовое положение конверсионных предприятий остается тяжелым, платежеспособность предприятий ухудшается, производство продукции военно-технического назначения сокращается. Снижение производства обусловило дальнейшее сокращение численности занятых. Одной из причин оттока кадров остается низкий уровень оплаты труда. Сокращение льготного кредитования из федерального бюджета, а также отсутствие собственной прибыли предприятий в результате спада производства, необходимость содержания мобилизационных мощностей не позволяют им финансировать в достаточной мере мероприятия по модернизации, техническому перевооружению и перепрофилированию производства. Однако конверсионные предприятия Республики разработали ряд проектов по освоению выпуска продукции двойного назначения, импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции, а также диверсификации производства в 1997-2000 годах. В ходе реализации этих программ дополнительно может быть создано более 5000 рабочих мест.

Очевидно, что задачи, связанные с государственной поддержкой конверсионных предприятий Республики, остаются актуальными и требуют скорейшего решения в соответствии с Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".

Социально-экономическая обстановка в Республике во многом зависит от состояния дел в агропромышленном комплексе. В ходе проведения аграрной реформы создан ряд существенных предпосылок для развития рыночных отношений в этой сфере. Вместе с тем эти преобразования еще не трансформировались в факторы поступательного движения агропромышленного комплекса. Положение в сельском хозяйстве остается сложным. Сужается материальная база агропромышленного производства. Вследствие усиления диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, сокращения инвестиций резко снизились закупки техники, минеральных удобрений. Сохраняется разрыв в уровне заработной платы и доходов городского и сельского населения. Сложное положение сельского хозяйства объясняется также спадом производства, разрывом хозяйственных связей, снижением платежеспособного спроса населения, отсутствием финансово-кредитного механизма, создающего условия для расширенного воспроизводства, малоземельем и относительной перенаселенностью сельской местности.

Серьезную тревогу вызывает ухудшение качества земли из-за снижения в почве гумуса и элементов питания, развитие эрозии. Для решения указанных проблем, увеличения производства экологически чистых продуктов питания, повышения доходности сельскохозяйственного производства намечается разработка ряда республиканских программ.

Важное государственное значение транспортных магистралей Чувашской Республики в условиях рыночной экономики требует решения на федеральном уровне ряда проблем, связанных с поддержанием существующей сети автомобильных дорог на должном техническом уровне, дальнейшим ее развитием за счет своевременного и качественного ремонта и модернизации.

В Республике сложилось напряженное положение с сохранением и функционированием систем жизнеобеспечения городов. Если раньше значительная часть объектов городского коммунального хозяйства содержалась за счет средств предприятий, то процессы приватизации и общеэкономический кризис значительно сократили участие предприятий в содержании и развитии систем жизнеобеспечения городов.

Строящиеся объекты теплоснабжения, водопровода, канализации, инженерной защиты селитебных территорий остались без реальных хозяев и без средств на завершение строительства и эксплуатацию. Резко возросло количество крупных аварий на системах жизнеобеспечения населенных пунктов, некоторые из них из-за перегрузок и ветхости находятся на грани прекращения функционирования. Износ основных средств составил: по водопроводу - 61 процент, канализации - 57 процентов, электроснабжению - 60 процентов, теплоэнергетическому хозяйству - 32 процента. Одной из первоочередных проблем, требующих скорейшего разрешения, является проблема развития и функционирования системы жизнеобеспечения столицы Республики города Чебоксары и других городов Республики, пострадавших в результате строительства Чебоксарской гидроэлектростанции. Удельный вес загрязненных вод в общем объеме сброшенных сточных вод по Чувашской Республике к 1995 году достиг 76,7 процента, что создало большую напряженность в экологической обстановке.

Уровень газификации сельской местности составляет 8 процентов (в среднем по Российской Федерации - более 12 процентов).

Реализация проектов по функционированию и развитию систем жизнеобеспечения городов Республики только за счет средств бюджета Чувашской Республики не представляется возможным, в связи с чем требуются финансирование из федерального бюджета и привлечение внебюджетных источников. Специальной миссией Всемирного банка совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике принято решение об участии Республики в конкурсе на льготное кредитование по проекту "Водоснабжение и канализация". Финансовая поддержка проекта по Чувашской Республике предварительно оценивается в 25,5 млн. долларов США.

Чувашская Республика относится к числу регионов России, где в силу ряда факторов показатели уровня жизни значительно ниже среднероссийских. По уровню заработной платы в течение 1996 года Чувашская Республика занимала 70-75 места среди субъектов Российской Федерации, отставая от среднероссийского показателя на 45-48 процентов. Структурный кризис, сопровождающийся спадом производства, ростом числа убыточных предприятий и увеличением задолженности по выплате заработной платы, оказал негативное влияние на ситуацию на рынке труда, которая характеризуется продолжающимся сокращением численности населения, занятого всеми видами экономической деятельности, и сохранением в значительных размерах неполной занятости, являющейся фактором для увеличения безработицы.

В 1995 году по сравнению с 1994 годом численность занятого населения сократилась на 12,9 тыс. человек (2,2 процента) и составила 579,5 тыс. человек. Наибольшее снижение численности работающих произошло в промышленности - на 8,2 процента, в сельском хозяйстве - на 3,1 процента.

Количество официально зарегистрированных безработных составило на 1 января 1997 года 44 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 6,8 процента экономически активного населения, что в 2 раза выше, чем в среднем по России. С учетом скрытой безработицы данный показатель достиг 16,3 процента. Среди безработных 58 процентов - женщины, 43,5 процента - молодежь в возрасте 16-29 лет, 15,3 процента - высвобожденные работники, 7,3 процента - выпускники общеобразовательных школ и учебных заведений профессионального образования различного уровня. Доля лиц, особо нуждающихся в социальной защите, составляет 37 процентов.

Кроме того, в Республиканской миграционной службе при Министерстве труда и занятости Чувашской Республики по состоянию на 1 января 1996 года зарегистрировано 2649 беженцев и вынужденных переселенцев, из них 55 процентов находятся в трудоспособном возрасте.

Чувашская Республика является регионом со специфическими социально-культурными и национально-государственными особенностями. При этом Республика объективно призвана выполнять ряд общероссийских социально-культурных функций по отношению к чувашской диаспоре (четвертой по численности в стране), около половины которой расселено компактными группами на территориях других субъектов Российской Федерации. В связи с ростом духовных запросов возникли дополнительные задачи по развитию национальной школы, подготовке специалистов по национальной культуре и книгоиздательского дела.

В последние годы ухудшилось обеспечение школ учебниками, учебно-методическими пособиями, детской художественной литературой.

В сложном положении оказались национальные школы Республики и чувашские школы, расположенные за ее пределами.

Уровень развития высшего образования в Чувашской Республике отстает от среднероссийского. Обеспеченность учебно-лабораторными площадями в расчете на 1 студента в государственных вузах Республики из года в год снижается. Строительство учебных и лабораторно-производственных помещений приостановлено. Обучение по ряду специальностей не обеспечено необходимым уровнем материальной и учебно-лабораторной базы.

На территории Чувашской Республики расположено значительное количество объектов историко-культурного наследия, в том числе 58 памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения.

В Республике многое делается по приведению зданий-памятников в надлежащий вид, их возрождению и сохранению. Однако Республика не располагает средствами для финансирования реставрационных работ в полном объеме.

Существующие театральные труппы размещены в помещениях, не имеющих полноценного театрального оборудования и необходимых площадей.

В настоящее время в Чувашской Республике имеются следующие предпосылки для формирования механизма новых производственных отношений, вывода Республики из кризиса и дальнейшего развития социально-экономического потенциала:

в результате проводимой руководством Чувашской Республики политики приняты решения, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат, созданы условия для развития экономической инфраструктуры, в частности, значительно понижен общий уровень налогообложения для образующихся предприятий производственной сферы;

Республика отличается выгодным экономико-географическим положением. Она расположена в среднем течении реки Волги, в центре европейской части России, на важнейших железнодорожных, водных, автомобильных магистралях, которые связывают между собой развитые экономические районы: Центральный, Поволжский, Уральский. Через территорию Республики проходят магистральная железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург, автомобильные дороги федерального значения Нижний Новгород - Казань, Цивильск - Ульяновск - Сызрань;