В соответствии с требованиями специальности врач-психотерапевт должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации психотерапевтической помощи в стране, организацию психотерапевтической работы в стационаре, поликлинике и психоневрологическом диспансере;
- основы социальной гигиены, применительно к психотерапии;
- основные методы психотерапии и психокоррекции в системе психогигиенических мероприятий;
- основные методы и задачи психотерапии в системе первичной, вторичной и третичной психопрофилактики;
- теоретико-методологические основы советской психотерапии;
- марксистско-ленинское учение о сознании;
- учение о взаимопотенциирующем синергизме сознания и бессознательного как материалистическое понимание неосознаваемых форм высшей нервной деятельности;
- роль эвристического мышления и неосознаваемой психической деятельности в психотерапевтическом процессе;
- роль иерархии значимых отношений и психологической защиты для психотерапевтического процесса;
- основные положения эмоционально-стрессовой психотерапии как формы конкретного использования взаимопотенциирующего синергизма сознания и бессознательного в лечебных целях;
- критическую оценку психодинамических концепций психоанализа и неопсихоанализа видными отечественными психотерапевтами с позиций материалистического понимания проблемы бессознательного;
- определение понятия "психотерапия", ее место в медицине и основные цели и виды;
- основные этапы возникновения и развития психотерапии за рубежом и в нашей стране;
- физиологические основы психотерапии;
- характеристику раздражительного и тормозного процесса;
- общебиологические и человеческие типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову;
- представления о "сторожевом" пункте в коре головного мозга и зоне раппорта;
- силовые отношения в коре головного мозга при гипнотическом состоянии;
- роль гипноза в экспериментальном изучении бессознательного в его взаимодействии с сознанием;
- роль неосознаваемых форм высшей нервной деятельности в норме и патологии;
- теорию стресса Г.Селье, эмоциональный стресс и его фазы;
- основные методы изучения личности в клинике пограничных состояний;
- роль социальных, психологических, биологических особенностей личности и ее опыта для проведения психотерапевтического процесса;
- психологические факторы болезни;