В соответствии с требованиями специальности врач детский анестезиолог-реаниматолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- организацию службы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии в стране, службы скорой и неотложной помощи детям, действующие приказы и другие директивные документы, определяющие их деятельность;
- правовые вопросы в анестезиологии и реаниматологии;
- организацию в детских лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, оснащение этих отделений и гигиенические требования к ним;
- организацию службы переливания крови и донорства;
- топографическую анатомию центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательных путей и легких в возрастном аспекте;
- физиологические особенности органов и систем детского организма;
- роль вегетативной нервной системы в регуляции жизненно важных функций организма;
- клиническую физиологию и патофизиологию органов кровообращения (сердце, сосуды, микрорегуляция), внешнего дыхания, нарушения газообмена и его виды, признаки острой печеночной недостаточности;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочное равновесие, возможные типы нарушений и принципы лечения в различных возрастных группах;
- патофизиологию шока, профилактику и лечение его основных форм;
- травматизм и патофизиологию кровопотери;
- патофизиологию тромбоэмболии (жировой и воздушной);
- патофизиологию отека головного мозга и легких;
- физиологию и патофизиологию свертывания крови;
- организацию диспансеризации детского населения;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного; оценить тяжесть состояния больного; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты;
- разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции, провести предоперационную подготовку;
- обосновать схему, разработать план и практически осуществить интенсивную терапию больных детей различных возрастных групп, находящихся в неотложных и критических состояниях, обусловленных тяжелыми заболеваниями, отравлениями и травмой;
- определить групповую и видовую совместимость крови, объем кровопотери и выполнить внутривенное переливание или внутриартериальное нагнетание крови, выявить возможные посттрансфузионные осложнения и провести борьбу с ними;
- разработать план послеоперационного ведения больного и профилактики послеоперационных осложнений;