В соответствии с требованиями специальности врач-терапевт подростковый должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому населению и подросткам;
- анатомо-физиологические особенности организма подросткового возраста, причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- определение уровня физического и полового развития;
- клинику, симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у подростков и взрослых, их профилактику, диагностику и лечение;
- клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;
- общие и функциональные методы исследования в терапии, пульмонологии, кардиологии, гастроэнтерологии, нефрологии и эндокринологии; специальные методы исследования в терапии (рентгенологические, радиологические, ультразвуковые, эндоскопические и др.);
- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, механизм действия основных групп лекарственных веществ, осложнения, вызванные применением лекарств;
- основы рационального питания, принципы диетотерапии у терапевтических больных;
- организацию служб интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организации ВТЭ; вопросы профориентации и профотбора;
- профилактику и раннее выявление случаев употребления наркотических средств, алкоголя;
- диспансерное наблюдение за больными, проблемы профилактики заболеваний;
- медицинское обеспечение подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР;
- принципы организации медицинской службы гражданской обороны;
- порядок передачи подростков из детских лечебно-профилактических учреждений в поликлиники для взрослых;
- формы и методы санитарно-просветительной работы.
2. Общие умения:
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;