26. Руководителям министерств и ведомств, объединений, предприятий и организаций, партийным, советским и профсоюзным органам учитывать, что совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда осуществляются в период коренной перестройки экономики, перевода предприятий на новые методы хозяйствования и самофинансирования, когда средства на повышение оплаты труда должны быть заработаны самими трудовыми коллективами.
Направлять на повышение тарифных ставок и должностных окладов всю экономию фонда заработной платы, включая экономию, полученную за счет уменьшения численности персонала, совершенствования структуры заработной платы, пересмотра норм выработки и других норм трудовых затрат, премиальных выплат, надбавок и доплат. Кроме того, в отдельных случаях, с согласия трудовых коллективов, в год перевода на новые условия оплаты труда на эти цели может быть направлена часть средств фонда материального поощрения. В последующие годы базовый фонд материального поощрения уменьшается на сумму, использованную в год перевода на указанные цели, и соответственно увеличивается базовый фонд заработной платы.
27. Установить, что экономия фонда заработной платы, полученная министерствами, ведомствами, объединениями, предприятиями и организациями за счет ликвидации излишних звеньев управления, укрупнения предприятий, организаций и их структурных подразделений, а также осуществления других мероприятий по сокращению численности работников аппарата управления, изъятию не подлежит и может быть полностью направлена на повышение тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с настоящим постановлением.
28. Признать необходимым образовать в министерствах, ведомствах, объединениях, предприятиях и организациях комиссии по переводу на новые условия оплаты труда. Ответственность за совершенствование организации заработной платы и введение новых условий оплаты труда возложить лично на министров, руководителей ведомств, объединений, предприятий и организаций.
Объединениям, предприятиям и организациям в обстановке широкой гласности провести необходимую подготовительную работу по мобилизации внутренних резервов, разработать с участием трудовых коллективов графики перевода на новые условия оплаты труда. Переход на новые ставки и оклады может осуществляться одновременно в целом по объединению, предприятию, организации или по отдельным структурным подразделениям, а также по категориям и профессиям работников по мере накопления необходимых средств. Во всех случаях новые должностные оклады для руководящих и других работников аппарата управления в объединениях, предприятиях, организациях вводятся после повышения тарифных ставок и должностных окладов других работников.
Разработанные объединениями, предприятиями и организациями графики перевода на новые условия оплаты труда вместе с необходимыми расчетами и обоснованиями и данными о высвобождаемой численности работников представляются в соответствующие министерства и ведомства.
Министерствам и ведомствам по согласованию с профсоюзными органами разрешать подведомственным объединениям, предприятиям и организациям введение новых условий оплаты труда после всесторонней проверки готовности к осуществлению этого мероприятия. Разработать графики введения новых условий оплаты труда по отрасли в целом, оказывать объединениям, предприятиям, организациям практическую помощь, осуществлять постоянный контроль за проведением этого мероприятия.
В период введения новых тарифных ставок и должностных окладов объединениям, предприятиям и организациям осуществить необходимые меры, гарантирующие от перерасхода фонда заработной платы, обеспечить опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста средней заработной платы.
29. Пункт утратил силу - постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1991 года N 432. - См. предыдущую редакцию.
30. В тех случаях, когда вводимые для работников в соответствии с настоящим постановлением ставки и оклады с учетом коэффициентов, надбавок и льгот оказываются ниже действующих ставок и окладов с учетом коэффициентов, надбавок и льгот, этим работникам за время их работы в данном объединении, предприятии, организации в той же или высшей должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате (с учетом льгот).
31. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ЦСУ СССР ежегодно представлять Совету Министров СССР доклады о ходе и результатах осуществления мер, предусмотренных настоящим постановлением.
32. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и утвердить нормативные акты согласно прилагаемому перечню*;
________________
* Перечень не приводится.
проводить необходимую организаторскую и методическую работу с министерствами и ведомствами, трудовыми коллективами объединений, предприятий и организаций по реализации мероприятий, связанных с совершенствованием оплаты труда и введением новых ставок и окладов. Давать в необходимых случаях министерствам и ведомствам разъяснения, связанные с применением настоящего постановления.
33. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС представить в 3-месячный срок в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления.
Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС выражают уверенность в том, что трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций четко и организованно, на высоком политическом уровне осуществят меры по совершенствованию заработной платы, введению новых условий оплаты труда и обеспечат на этой основе ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, всемерное развитие трудовой и творческой активности трудящихся в реализации решений XXVII съезда КПСС по социально-экономическому развитию страны.
Секретарь
Центрального Комитета КПСС
М.Горбачев
Председатель
Совета Министров СССР
Н.Рыжков
Председатель ВЦСПС
С.Шалаев