В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принятие в первоочередном порядке федеральных законов о государственном, муниципальном и частном здравоохранении. Это позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне.
Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.
Главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать:
определение стратегии развития здравоохранения в стране;
разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;
разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;
координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;
разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.
На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть:
развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;
разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.
Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
Основой планирования станут федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:
федеральные целевые программы развития здравоохранения;
программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Эти федеральные программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.
Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на федеральном уровне должны быть утверждены медико-социальные стандарты, в том числе:
основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
нормативы подушевого финансирования здравоохранения.
Кроме того, на федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены:
показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;
объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;
общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
основные направления профилактической деятельности.
В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены нормативы затрат по амбулаторному и стационарному лечению. На основе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению.
Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.