Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
В этих целях необходимо:
разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;
установить порядок распределения средств федерального бюджета, направляемых для выравнивания условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации;
совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги;
ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
Существующий порядок обязательного медицинского страхования нуждается в совершенствовании. Возможны две схемы финансирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования:
финансирование через страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование;
финансирование медицинских организаций филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Применение второй схемы целесообразно для сельской местности и районов с малой плотностью населения, где объективно затруднена деятельность страховых организаций и их конкуренция друг с другом.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимо:
дополнить действующее законодательство об охране здоровья нормами, обеспечивающими более строгий контроль за их расходованием, а также за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций здравоохранения;
совершенствование системы учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование;
совершенствование конкурсной системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, широкое использование финансового лизинга для оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием;
повышение ответственности фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности;
органам исполнительной власти и местного самоуправления, фондам обязательного медицинского страхования, страховым медицинским организациям, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов.
В 1998 году для выравнивания условий финансирования программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации предполагается установить распределение страховых взносов в следующем соотношении: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,5 процента, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4 процента или 2 процента от фонда оплаты труда, если доходы граждан будут соответственно больше или меньше 60 млн. рублей в год.
В дальнейшем предусматривается объединение средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, для обеспечения более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.