Действующий

Воздушный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)

Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1. Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям сертификационных базисов, необходимых для сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов (далее - сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента), и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 331-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 291-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента - совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Сертификационный базис гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта на основании требований к летной годности и к охране окружающей среды, применимых к конкретному типу беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Порядок разработки и утверждения сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента устанавливается федеральными авиационными правилами.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 488-ФЗ)

2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".

(Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 331-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воздушный винт, беспилотная авиационная система и (или) ее элемент, конструкция которых признана в качестве типовой, в процессе серийного производства проходят в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности, беспилотной авиационной системе или ее элементу, авиационному двигателю или воздушному винту эквивалентного сертификату летной годности документа. Указанные документы удостоверяют, что конструкции и характеристики гражданского воздушного судна, беспилотной авиационной системы и ее элемента, авиационного двигателя и воздушного винта соответствуют их типовым конструкциям, а их изготовление - соответствующим требованиям.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 291-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента типовых конструкций беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо разработчика изменений их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждых серийно производимой беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта типовой конструкции возлагается на изготовителя.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 488-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года N 487-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4_1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.

(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ)

5. Пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

6. Пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2022 года Федеральным законом от 30 декабря 2021 года N 488-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Пункт утратил силу с 24 июля 2015 года - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 254-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.