УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра транспорта
Российской Федерации
В.Г.Артюхов
08.03.93 N ВА-6/152
____________________________________________________________________
Письмом Минфина России от 29 апреля 2002 года N 16-00-13/03 сообщено, что до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету. - Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
Содержание
Общие положения
1. Доходы от основной деятельности
2. Эксплуатационные затраты и их распределение
А) Затраты по флоту
Б) Пассажирские вокзалы, дебаркадеры
В) Затраты по перегрузочным работам
Г) Вспомогательные производства
Д) Затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства
Е) Распределение затрат по объектам учета
3. Затраты на работы основной деятельности по элементам
4. Финансовые результаты основной деятельности
Приложения.
1. Форма Б-3 "Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта за 199 год"
2. Состав затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, других источников и целевых
поступлений
1. Настоящая отраслевая инструкция разработана на базе Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552, с учетом специфики работы предприятий речного транспорта.
С вводом в действие настоящей отраслевой инструкции утрачивают силу Методические рекомендации по планированию, учету и калькуляции затрат в основной эксплуатационной деятельности речного транспорта, утвержденные Российским государственным концерном речного флота "Росречфлот" 6 февраля 1991 года и все дополнения и изменения к ним.
2. Целью инструкции по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта является обеспечение единого методического подхода к формированию себестоимости транспортной продукции (работ, услуг), определению состава затрат и финансовых результатов по видам продукции (работ, услуг).
Настоящая инструкция применяется во всех предприятиях основной деятельности речного транспорта независимо от их организационно-правовых форм (государственные предприятия, их обособленные подразделения; акционерные общества открытого типа, их филиалы, отделения, представительства, обособленные подразделения, дочерние предприятия).
К основной деятельности речного транспорта относятся перевозки пассажиров и грузов (включая перевозки речными судами в смешанном река-море и заграничном сообщениях), перегрузочные работы, в том числе поставка добываемых техническими средствами речного транспорта нерудных строительных материалов (НСМ), а также связанные с ними вспомогательные производства, работы и услуги судам, пассажирам и грузовладельцам.
3. Учет затрат и калькуляция себестоимости должны обеспечить:
- своевременное, полное и достоверное определение затрат, связанных с перевозками, перегрузочными работами, вспомогательными производствами;
- правильное исчисление и калькулирование фактических затрат на рубль доходов отдельных видов перевозок, работ и услуг;
- формирование финансовых результатов и налогооблагаемой прибыли в соответствии с действующим законодательством.
4. Данные учета затрат используются для оценки и анализа эффективности работы предприятий и их подразделений, определения эффективности организационно-технических мероприятий, выявления резервов по сокращению затрат.
Отчетные данные предприятий используются также для определения сводных показателей доходов, себестоимости и рентабельности работы речного транспорта Российской Федерации.
5. Учет и калькулирование затрат производится по форме N Б-3 "Отчет о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта" (приложение 1), состоящей из четырех разделов:
I. Доходы по видам работ и услуг;
II. Эксплуатационные затраты и их распределение;
III. Затраты основной деятельности по элементам;
IV. Финансовые результаты основной деятельности.
Указанная форма представляется за полугодие, 9 месяцев и год нарастающим итогом. За первый квартал заполняются разделы I и II.
1.1. В составе доходов от основной деятельности (стр.110) отражается стоимость выполненных за отчетный период перевозок и платных работ судов, перегрузочных работ и услуг вспомогательных производств без налога на добавленную стоимость.
Учет доходов производится по полученным или начисленным суммам, исходя из принятой предприятием системы учета в соответствии с п.70 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Минфином РФ 20 марта 1992 года N 10.
1.2. Доходы от перевозок и платных работ судов (стр.60) включают:
- доходы от перевозок пассажиров и грузов, включая доходы по тайм-чартеру (стр.10);
- доходы от сдачи судов в краткосрочную аренду другим предприятиям (стр.20);
- доходы от работы пассажирских вокзалов и дебаркадеров (стр.30) ;
- прочие доходы и сборы (стр.40).
1.2.1. В строке 10 отражаются провозные платежи, принадлежащие отчитывающемуся предприятию за перевозки:
- пассажиров (включая на пассажирских переправах);
- сухогрузов (включая буксировку плавучих объектов и перевозки грузов на грузовых и грузопассажирских переправах);
- нефтегрузов наливом;
- лесных в плотах.
Перечень пассажирских, грузопассажирских и грузовых переправ и закрепленных на них судов устанавливается приказом (распоряжением) по предприятию.
1.2.2. В строке 20 отражаются доходы по судам, сданным в аренду другим предприятиям. При этом доходы от аренды пассажирских и грузовых судов относятся на соответствующие виды перевозок, а от аренды буксирных и вспомогательных судов (рейдовых, технических, обслуживающих) - на платные работы (гр.7).
1.2.3. В строке 30 на пассажирские перевозки (гр.3) относятся доходы от работы пассажирских вокзалов (включая доходы от аренды их помещений и оборудования), дебаркадеров, камер хранения багажа, касс предварительной продажи билетов и других береговых платных услуг пассажирам.
1.2.4. В строке 40 прочие доходы и сборы включают поступления от платных работ и услуг:
- транспортных судов;
- вспомогательных судов на перевозках, в том числе за комплексное обслуживание судов, не состоящих на балансе предприятия и его подразделений;
- других услуг судов, оказываемых сторонним предприятиям.
Закрепление вспомогательных судов по видам основной деятельности оформляется приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
Распределение доходов от платных работ и услуг транспортных судов по видам перевозок осуществляется в следующем порядке.
На перевозки пассажиров (гр.3) относятся доходы:
- от предоставления платных услуг на пассажирских и грузопассажирских судах (ванна, душ, белье и т.д.); от использования кают для работников, сопровождающих почту; от предоставления помещений предприятиям связи и торговым организациям и т.д.;
- за электроэнергию, потребляемую судовыми ресторанами на производственные нужды и другие виды услуг;
- от платных работ пассажирских и грузопассажирских судов, включая доходы от перевозок грузов и использования судов в качестве общежитий и гостиниц.
На перевозку грузов относятся доходы:
- рефрижераторных судов за охлаждение перевозимых скоропортящихся грузов (гр.4);
- от погрузки и выгрузки грузов силами экипажей на судах внутреннего и заграничного плавания (гр.4);
- самоходных наливных судов за перекачку нефтегрузов своими средствами (гр.5);
- за предоставление вспомогательной (контрольной) тяги при сопровождении плотов (гр.6);
- от платных работ и услуг транспортных грузовых судов, в том числе сборы за зимнее хранение грузов на судах (соответственно в гр. 4 и 5).
В графе 7 показываются доходы от платных работ и услуг вспомогательных и буксирных судов, которые не могут быть отнесены на соответствующие виды перевозок.
1.3. Строка 50 "Доходы по внутренним операциям" заполняется структурными (обособленными) подразделениями предприятия (акционерного общества), не представляющими самостоятельно отчетность по форме N Б-3 в Департамент речного транспорта.
В составе этих доходов обособленные подразделения предприятия учитывают платежи, полученные от головного предприятия (управления пароходства, судоходной компании) и других его подразделений за досрочную обработку и комплексное обслуживание принадлежащего им флота, внутреннюю аренду судов и техники, услуги вспомогательных производств и другие взаимные платные услуги в соответствии с внутренними договорами.
Головное предприятие (управление пароходства, судоходная компания) в строке 50 показывает суммы, полученные от подразделений (структурных единиц) за различные услуги (связи, вычислительных центров пароходства и др.), а также платежи в покрытие их доли в общих расходах, связанных с управлением и обслуживанием производства, в соответствии с внутренними договорами.
Предприятия, представляющие форму N Б-3 в Департамент речного транспорта, строку 50 не заполняют.
1.4. Доходы от перегрузочных работ (стр.90) включают:
- доходы от портовых и кооперированных работ (стр.70);
- прочие доходы портов (стр.80).
Доходы от производства (добычи) нерудных строительных материалов учитываются в строке 70 в составе доходов от портовых перегрузочных работ, а также показываются отдельно по строке 71.
В строке 80 - отражаются доходы портов:
- от сдачи в аренду перегрузочных механизмов;
- от сборов за хранение грузов, взвешивание и другие услуги грузовладельцам;
- от использования территорий, помещений, складов длительного хранения, контейнеров;
- за досрочную обработку судов других предприятий;
- от платных услуг по береговому обслуживанию судов (пользование причалами, гидрантами, электроэнергией и т.п.), а также по обслуживанию грузооборота;
- от работы нефтеперекачечных станций;
- от внепортовых работ.
1.5. Доходы от вспомогательных производств (стр.100) включают поступления от платных услуг, оказываемых сторонним предприятиям ремонтными мастерскими, лесоучастками, автотранспортом, нефтебункеровочными станциями, вычислительными центрами, подразделениями связи, прочими вспомогательными производствами, находящимися на балансе основной деятельности.