МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 20 июня 1975 года N 61
О порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов СССР, контрольно-ревизионными управлениями министерств финансов союзных республик и их местными органами
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минфина России от 3 декабря 2020 года N 1074
____________________________________________________________________
I. Общие положения
1. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, контрольно-ревизионные управления министерств финансов союзных республик и их местные органы проводят ревизии и проверки на основании Положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 мая 1956 года N 583, и положений о контрольно-ревизионных управлениях министерств финансов союзных республик, утвержденных советами министров союзных республик, в порядке, предусмотренном настоящей инструкцией.
2. При проведении ревизий работники контрольно-ревизионных управлений и их местных органов обязаны: строго руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями Партии и Правительства СССР, правительства союзной республики, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов СССР (в том числе нормативными актами по вопросам проведения ревизий и проверок, перечень которых прилагается к настоящей инструкции), а также министерства финансов союзной республики и нормативными актами министерств и ведомств; неуклонно соблюдать интересы государства; принимать меры к устранению фактов нарушения государственной дисциплины, незаконного и непроизводительного расходования денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, расточительства и хищений государственных средств и представления недостоверной отчетности; быть объективными, оказывать практическую помощь ревизуемым организациям в постановке финансовой работы и контроля за правильным и экономным расходованием и сохранностью государственных средств.
3. Ревизии должны всемерно способствовать улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, увеличению доходов бюджета, укреплению государственной дисциплины. В этих целях ревизии должны быть направлены на выявление возможностей увеличения накоплений в хозяйстве и ликвидацию непроизводительных расходов, устранение и предотвращение недостатков в работе учреждений, предприятий, организаций, обеспечение сохранности государственных средств и экономного их расходования, совершенствование стиля и методов финансовой работы, разработку предложений о пересмотре норм, расценок, тарифных ставок, цен и тарифов; представление в необходимых случаях Министерству финансов СССР и министерствам финансов союзных республик предложений об изменении законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, правительств союзных республик и других нормативных актов, приказов, инструкций и указаний Министерства финансов СССР, а также министерств финансов союзных республик и других ведомств.
II. Основные задачи ревизии
4. Основными задачами ревизии являются:
- при ревизии работы финансовых органов - проверка соблюдения действующего законодательства при составлении и исполнении Государственного бюджета СССР, выполнения плана контрольной и экономической работы, осуществления мероприятий по совершенствованию стиля и методов работы, обеспечению полноты и своевременности поступления доходов в Государственный бюджет СССР, проверка работы финансовых органов по выявлению возможностей увеличения доходов бюджета и предотвращению излишеств в расходах, осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, предприятий и организаций, сохранностью, правильным и экономным расходованием государственных средств, соблюдением финансовой дисциплины, правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности в бюджетных учреждениях;
- при ревизии предприятий и хозяйственных организаций проверка финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению выполнения планов накоплений и платежей в бюджет, выявлению имеющихся в хозяйстве резервов; проверка сохранности и правильности расходования государственных средств, правильности составления производственных, хозяйственных и финансовых планов, выполнения установленных планами количественных и качественных показателей, достоверности бухгалтерского учета и отчетности, соблюдения финансовой дисциплины;
- при ревизии бюджетных учреждений - проверка обоснованности расчетов сметных назначений, исполнения смет и основных производственных показателей, использования средств по целевому назначению, обеспечения экономного расходования и сохранности средств, соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
5. При ревизиях работы финансовых органов по исполнению Государственного бюджета следует руководствоваться инструкцией Министерства финансов СССР от 25 февраля 1975 года N 13 "По проведению ревизий работы финансовых отделов исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся по составлению и исполнению бюджета" и "Правилами составления и исполнения Государственного бюджета СССР", утвержденными приказом Министра финансов СССР от 30 июля 1974 года N 180; при этом следует проверять:
- соблюдение предусмотренного Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законом о бюджетных правах союзных, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся порядка составления, рассмотрения и утверждения Государственного бюджета, разграничения его доходов и расходов между отдельными бюджетами; правильность определения размеров отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов в государственные бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, а также правильность и своевременность зачисления их учреждениями Госбанка СССР при исполнении бюджета; правильность исчисления по бюджету сумм доходов и расходов в соответствии с законами, постановлениями Правительства СССР, правительств союзных республик и показателями плана развития народного хозяйства; правильность составления поквартального распределения доходов и расходов; все ли закрепленные за сельскими, поселковыми, городскими (городов районного подчинения) бюджетами доходы полностью предусмотрены по этим бюджетам, учтена ли сезонность поступления отдельных платежей и обеспечены ли бюджеты, входящие в состав бюджета района, города, равномерно поступающими доходами;
- обеспечено ли при составлении и исполнении бюджета, при рассмотрении расчетных балансов доходов и расходов (финансовых планов) и проектов планов по доходам и смет расходов, плановых и отчетных данных выявление возможностей по увеличению доходов бюджета и предотвращение излишеств в расходах; осуществляются ли мероприятия по изысканию дополнительных доходов бюджета, увеличению выпуска продукции за счет своевременного освоения новых производственных мощностей и полного использования действующего оборудования, повышению качества и улучшению ассортимента продукции, снижению издержек производства, устранению недостатков в организации труда и использовании материальных ресурсов, рабочего времени, ликвидации непроизводительных расходов и потерь, осуществлению финансовыми органами контроля за ходом выполнения планов и заданий по дополнительному выпуску товаров народного потребления;
- соблюдение законности при проведении налогов и сборов, при исчислении и взыскании налогов с населения, колхозов и кооперативных организаций; осуществление контроля за правильным исчислением и своевременным взносом предприятиями и организациями платежей в бюджет и взносом колхозами средств в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников;
- правильность и обоснованность произведенных в ходе исполнения бюджета уточнений бюджетных назначений по доходам и расходам, правильность данных финансовыми органами заключений по предложениям министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий об изменении предусмотренных планом показателей и бюджетных назначений; законность производства дополнительных расходов на мероприятия, не предусмотренные бюджетом, за счет выявленных и полученных в ходе исполнения бюджета дополнительных доходов;
- правильность и своевременность перечисления средств из бюджета, соответствие отпущенных из бюджета сумм уточненным назначениям, принятым по бюджету, степени выполнения планов по сети, штатам, контингентам и производственным планам; осуществление контроля за своевременным перечислением местными финансовыми органами средств на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, за полнотой и действенностью мер, принимаемых к обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам учреждений, состоящих на районных и городских бюджетах, и к погашению образовавшейся задолженности по заработной плате;
- состояние экономической и контрольной работы финансовых органов, работы по анализу отчетов о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, по обобщению и изучению опыта работы предприятий и организаций, переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования, и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию новой системы хозяйствования, по осуществлению контроля за правильностью образования и расходования фондов экономического стимулирования, изучению причин убыточности производства отдельных изделий, услуг и видов деятельности; выполнение финансовыми органами плана экономической и контрольной работы, своевременность и качество выполнения заданий вышестоящих финансовых органов, действенность осуществляемого финансовыми органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций;
- осуществление финансовыми органами контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями установленных норм расходования материальных ценностей и денежных средств, цен и тарифов, ставок заработной платы и других видов материального обеспечения, правильностью предоставления льгот, за выполнением планов и плановых показателей; принимали ли работники финансовых органов активное участие в формировании основных показателей проекта государственного плана развития народного хозяйства; разрабатывались ли предложения по увеличению производства товаров народного потребления, улучшению качественных показателей работы отраслей хозяйства и увеличению на этой основе накоплений и платежей в бюджет, а также экономному расходованию государственных средств и их сохранности; принимались ли финансовыми органами меры к пресечению местнических тенденций в расходовании средств;
- правильность организации работы по рассмотрению бухгалтерских отчетов и балансов учреждений, предприятий и организаций; состояние контроля финансовых органов за достоверностью учетных и отчетных данных предприятий, учреждений и организаций, а также за правильностью выплаты премий рабочим, инженерно-техническим и руководящим работникам, служащим предприятий, строительных и других хозяйственных организаций; участие финансовых органов в обсуждении отчетов о хозяйственной деятельности на производственных совещаниях, собраниях или активах рабочих и служащих предприятий и организаций; оказание консультативной и методической помощи общественным организациям в рассмотрении итогов хозяйственной деятельности; при анализе отчетов финансовыми органами проверять: вскрываются ли причины нерационального использования средств, невыполнения планов, вносятся ли предложения, направленные на предотвращение причин, тормозящих выполнение планов, устранение нарушений государственной дисциплины и других недостатков в работе;
- состояние контрольно-ревизионной работы финансовых органов по проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений, предприятий и организаций, сохранности и правильности расходования государственных средств; качество проводимых ревизий; меры к закрытию каналов хищений, предотвращению незаконного и неэкономного расходования денежных средств и материальных ценностей, возмещению причиненного государству ущерба; координацию контрольной работы финоргана с комитетом народного контроля, с учреждениями Госбанка СССР, Стройбанка СССР, ведомственным контролем управлений и отделов исполкомов Советов депутатов трудящихся, нет ли фактов дублирования в осуществлении контроля; соблюдается ли установленная периодичность проведения ревизий; состояние контроля за правильной постановкой финансовой работы в сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, проведение ревизий исполнения бюджетов сельских и поселковых Советов, их качество и действенность;
- использование финансовыми органами предоставленных им прав ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из Государственного бюджета при наличии незаконного расходования ранее отпущенных средств, а также при непредставлении отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности; взыскивать в установленном порядке в бюджет не внесенные в срок платежи; давать руководителям проверяемых учреждений, организаций и предприятий указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины, вносить в необходимых случаях предложения в вышестоящие органы;
- правильность ведения финансовыми органами бухгалтерского учета исполнения бюджета, учета платежей по государственным доходам, налогам и сборам, а также взносов колхозов в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, правильность составления отчетности, осуществление контроля за соблюдением учреждениями Государственного банка СССР правил кассового исполнения Государственного бюджета СССР, а также за правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности в бюджетных учреждениях;
- постановку работы ревизуемого финансового органа по руководству деятельностью подчиненных местных финансовых органов по составлению и исполнению бюджета и осуществлению финансового контроля;
- исполнение сметы расходов на содержание аппарата финансового органа, состояние бухгалтерского учета в финоргане и правильность составления им отчетности;
- состояние дела по рассмотрению поступающих в финансовые органы жалоб на действия работников финансовых органов, а также заявлений и писем трудящихся о нарушениях государственной дисциплины, наносящих ущерб государству.
6. При ревизиях учреждений и организаций, состоящих на Государственном бюджете, следует проверять: обоснованность расчетов сметных назначений; правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности, достоверность учетных и отчетных данных; выполнение планов по сети, штатам и контингентам и соответствие произведенных расходов степени выполнения этих планов; сохранность денежных средств и материальных ценностей, соблюдение законности и строгого режима экономии в расходовании денежных средств и материальных ценностей; эффективность затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря; соблюдение установленных норм расходования материальных ценностей и денежных средств, штатов, ставок заработной платы; правильность назначения и выплаты стипендий, пенсий и пособий; правильность расходования фондов заработной платы, правильность составления справок для получения средств в Госбанке СССР на заработную плату; законность образования и правильность расходования внебюджетных (специальных) средств, фондов всеобуча; нет ли случаев, когда источником доходов бюджетных учреждений является прибыль предприятий, создаваемых при этих бюджетных учреждениях, деятельность которых не имеет отношения к работе этих учреждений.
Ревизии бюджетных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, проводятся в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов СССР от 8 июля 1971 года N 145 "О порядке проведения ревизий исполнения смет расходов бюджетных учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями". При этом необходимо иметь в виду, что при проведении ревизий исполнения смет расходов бюджетных учреждений в централизованных бухгалтериях подвергаются проверке документы, связанные с операциями по кассе и каждому бюджетному и текущему счету, открытому в учреждении Госбанка СССР, за время, истекшее после предыдущей ревизии до момента настоящей ревизии, а при выявлении злоупотреблений и за более продолжительный период.
7. При проведении ревизий финансовой деятельности министерств и ведомств, их главных управлений и управлений, объединений, комбинатов, трестов, соответствующих отделов исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и других органов управления следует проверять:
- правильность и своевременность составления и доведения до подведомственных предприятий и организаций финансовых планов, экономическую обоснованность плановых заданий предприятиям и организациям; обеспечено ли при составлении планов выявление возможностей увеличения накоплений и повышения эффективности использования государственных средств;
- обеспечение выполнения предприятиями и организациями плановых заданий и обязательств по платежам в бюджет, рационального использования материальных и денежных ресурсов; не имели ли место случаи бесхозяйственности, расточительства, непроизводительного расходования государственных средств, нарушений штатной и сметной дисциплины;
- постановку внутриведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций; обеспечивается ли в установленные сроки проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, предприятий и организаций; состояние экономики предприятий, учреждений и организаций, выполнение хозяйственных и финансовых планов, исполнение смет, обеспечение сохранности материальных ценностей и денежных средств и законность их расходования; своевременность и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей на предприятиях, правильность отражения их результатов по бухгалтерскому учету; правильность восполнения недостатка собственных оборотных средств; используются ли в должной мере материалы ревизий для разработки конкретных предложений по дальнейшему улучшению работы предприятий, организаций и учреждений, устранению выявленных ревизиями недостатков в их деятельности, по борьбе с растратами и хищениями, непроизводительными расходами и потерями, возмещению причиненного государству материального ущерба; соблюдаются ли предусмотренные "Положением о социалистическом государственном производственном предприятии" права и обязанности предприятий;
- совершенствование методов хозяйствования; осуществление мероприятий по повышению экономической эффективности производства, улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства; правильность и своевременность разрабатываемых мероприятий по уменьшению числа убыточных предприятий, а также сокращению количества убыточных изделий, услуг и видов деятельности и в связи с этим сокращению сумм убытков;
- состояние работы по нормированию затрат труда, расхода сырья и материалов, топлива, электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода сырья и материалов, использованию отходов производства, внедрению более экономичных видов сырья и материалов;
- вопросы ускорения научно-технического прогресса и внедрения новой техники; проводимую работу на повышение эффективности капиталовложений, выполнение плана ввода в действие мощностей и основных фондов; снижение стоимости строительно-монтажных работ;
- правильность расходования средств на содержание учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и проектных организаций, лечебных и детских учреждений, других объектов культурно-бытового назначения и социального обеспечения;
- правильность расходования средств на централизованные мероприятия и содержание аппарата управления; осуществление мероприятий по совершенствованию органов управления и сокращению затрат на их содержание;
- осуществление мероприятий по совершенствованию организации первичного и бухгалтерского учета и отчетности, централизации и механизации учета; правильность ведения и достоверность бухгалтерского учета и отчетности.
8. При ревизиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий и хозяйственных организаций следует проверять:
- состояние планово-экономической работы; осуществляются ли организационно-экономические мероприятия, направленные на повышение эффективности производства и оказываемых услуг, ликвидацию убыточности; наличие утвержденных в установленном порядке производственных и финансовых планов, обоснованных необходимыми экономическими расчетами и увязанных между собой по всем показателям; соответствие годовых планов заданиям по пятилетнему плану; состояние работы по нормированию затрат труда, расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода сырья и материалов; правильность определения взаимоотношений предприятий с бюджетом, имея в виду, что при внесении изменений в плановые задания должны одновременно вносится изменения во все взаимосвязанные плановые показатели, а также в расчеты предприятий с бюджетом;
- обеспечение роста выпуска продукции на рубль основных производственных фондов и оборотных средств; условия, влияющие на ход реализации продукции; достоверность данных о реализации продукции; правильность распределения прибыли, определения размеров платы за фонды, фиксированных платежей, отчислений в фонды стимулирования, установления размеров финансирования централизованных капиталовложений, прироста норматива собственных оборотных средств, расходов по жилищно-коммунальному хозяйству, сумм потребных на погашение банковского кредита, сумм свободного остатка прибыли, подлежащего взносу в бюджет; своевременность взноса платежей в бюджет; правильность использования фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также фонда развития производства; правильность образования и расходования фондов премирования; своевременность и правильность восполнения недостатка собственных оборотных средств;
- соблюдение предоставленных предприятиям прав в области финансов, труда и заработной платы, планирования, капитального строительства и капитального ремонта, совершенствования техники и технологии производства, материально-технического снабжения и сбыта;
- фактическое выполнение хозяйственных и финансовых планов по объему производства, товарообороту, услугам и другим видам деятельности, по ассортименту выпущенной продукции, по выполнению поставок; осуществление предусмотренных планами мероприятий по повышению производительности труда, внедрению новой техники, механизации трудоемких процессов, улучшению организации производства и строительства; своевременность установки и правильность использования оборудования и механизмов; выполнение плана мобилизации внутренних ресурсов;
- выполнение плана по себестоимости продукции и работ, по издержкам обращения, заданий по снижению стоимости строительства, планов накоплений и платежей в бюджет; достоверность данных учета и отчетности о выполнении планов, полноту и правильность отражения в учете фактически произведенных затрат;
- причины неудовлетворительного выполнения качественных показателей работы предприятий и финансовых обязательств перед государством;
- правильность и полноту использования и учета отходов производства;
- правильность применения цен на продукцию;
- обеспечена ли материальная ответственность предприятий и организаций за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции;
- правильность расходования денежных средств и материальных ценностей, использования их по целевому назначению и соблюдение экономии в расходовании средств; правильность расходования фондов заработной платы; соблюдение установленных планом соотношений между ростом производительности труда и ростом заработной платы; соблюдение установленных штатов, должностных окладов, смет расходов на содержание аппарата управления и других расходов;
- сохранность денежных средств, материальных ценностей и бланков строгой отчетности; постановку учета и состояние предварительного и текущего контроля за сохранностью социалистической собственности, в частности:
соответствие фактического наличия оборудования, товарно-материальных ценностей и денежных средств данным бухгалтерского учета;
соответствие фактических затрат затратам, показанным в бухгалтерском учете и бухгалтерских документах по расходу сырья и материалов на единицу выпущенной продукции и по расходованию средств на приобретение товарно-материальных ценностей; правильность отнесения затрат на производство;
соответствие данных о фактическом объеме, ассортименте и ценах реализованной продукции данным бухгалтерского учета и документов;
соответствие фактических контингентов рабочих и служащих и объемов выполненных ими работ контингентам и объемам работ, принятым в расчетах по выплате заработной платы; правильность исчисления и выплаты заработной платы;