ПИСЬМО
от 10 февраля 1997 года N 11-01/516
О незаконности практики прекращения дел о НТП и уголовных
дел на основании Указа Президента Российской Федерации
от 31 декабря 1995 года N 1343 при перемещении физическими лицами
товаров через таможенную границу между Россией и Казахстаном
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 8 сентября 2003 года N 996
____________________________________________________________________
В связи с многочисленными запросами таможен (Домодедовская, Шереметьевская и др.) о действующем в настоящее время порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу между Российской Федерацией и Казахстаном, а также в связи с необоснованными прекращениями органами предварительного следствия уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации по фактам нарушения таможенного законодательства упомянутыми лицами, сообщаем следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" Правительству Российской Федерации была поставлена задача по отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан", а "в целях обеспечения отмены таможенного контроля разработать и осуществить с участием Казахстанской Стороны и по достижении договоренности с Киргизской, Таджикистанской и Узбекистанской Сторонами план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств, участвующих в формировании Таможенного союза".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 года N 258 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1343 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан" ГТК России было поручено "после реализации Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан плана взаимосвязанных мероприятий по формированию Таможенного союза, предусмотренных статьей 2 Соглашения о Таможенном союзе от 6 января 1995 года, разработать с участием таможенных служб этих государств план мероприятий по организации совместного таможенного контроля на внешних границах государств-участников Таможенного союза".
Одновременно ГТК России и ряду других министерств и ведомств, в связи с предстоящей отменой таможенного контроля и таможенного оформления российских товаров и товаров, происходящих с территории государств-участников Таможенного союза или выпущенных в свободное обращение в этих государствах, было поручено разработать и представить в Правительство нормативные акты по защите интересов Российской Федерации.
Необходимо принять во внимание, что содержание как упомянутого Указа, так и постановления не носит, в части касающейся отмены таможенного контроля и таможенного оформления, прямого нормоустанавливающего характера.
До издания упомянутых правовых актов ГТК России был принят приказ N 715 от 28 ноября 1995 года, в соответствии с которым с 13 декабря 1995 года было прекращено применение декларирования в письменной форме с предоставлением таможенной декларации формы Т-6 при таможенном оформлении товаров, происходящих с территории Республики Казахстан, российских и белорусских товаров, перемещаемых через таможенную границу между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, за исключением случаев удостоверения, по желанию граждан, ввоза (вывоза) перемещаемых ими товаров, включая национальную и иностранную валюту.
Этим же документом было предусмотрено, что разрешения на вывоз иностранной валюты, выданные уполномоченными банками Республики Казахстан не являются основанием для вывоза иностранной валюты Российской Федерации.
(Иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, ранее ввезенные с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, при вывозе из Российской Федерации физическими лицами при соблюдении таможенных правил подлежат беспрепятственному выпуску российскими таможенными органами в течение 1 года с момента ввоза на территорию Республики Казахстан при предъявлении таможенных деклараций, оформленных таможенными органами Республики Казахстан).
В связи с тем, что упомянутый приказ вступил в противоречие с названными Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ, а также по мотивам введения национальным банком Республики Казахстан в нарушение имеющихся договоренностей нормы вывоза резидентами за пределы Республики Казахстан без подтверждения соответствующими документами в эквиваленте 10 тысяч долларов США, действие упомянутого приказа ГТК России было полностью приостановлено с 3 июня 1996 года телетайпограммой Первого заместителя Председателя Комитета от 29 мая 1996 года N Т-10234.
Таким образом, в настоящее время в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и Республики Казахстан действует обычный порядок таможенного контроля и таможенного оформления, предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации, нарушение которого физическими лицами влечет ответственность, предусмотренную как нормами Таможенного кодекса России, так и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на это, в органах предварительного следствия начала складываться не основанная на законе практика прекращения уголовных дел, ранее возбужденных таможенными органами, со ссылкой на нормы Соглашения о Таможенном союзе, Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1343 и приказа ГТК России от 28 ноября 1995 года N 715.
В связи с изложенным прошу довести настоящее письмо до подчиненных сотрудников, разъяснив основные требования нормативных документов, в части, касающейся таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также сориентировать надзирающих прокуроров на правильное применение действующего законодательства, одновременно поставив вопрос об отмене постановлений о прекращении по мотивам отсутствия состава преступления уголовных дел, возбужденных таможенными органами в отношении физических лиц, переместивших товары с нарушением таможенного законодательства.
Начальник Управления
М.В.Ванин