Приложение 1
к приказу Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
от 29 декабря 1994 года N 52
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по применению укрупненных нормативов численности
работников территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
I. Общие положения
1.1. Методические указания по применению укрупненных нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "методические указания", разработаны в соответствии с Положением об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 930.
1.2. Методические указания используются территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) для расчета нормативно обоснованной численности работников и определения расходов на их содержание в зависимости от факторов, существенно влияющих на трудозатраты.
1.3. Нормативно обоснованная численность работников территориальных фондов ОМС является предельно допустимой величиной численности.
1.4. Методические указания распространяются на все территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
II. Принципы и основные особенности укрупненных нормативов
численности работников ТФОМС
2.1. Укрупненные нормативы численности работников ТФОМС разработаны с использованием методологического подхода косвенного измерения затрат труда, при котором численность работников определяется в зависимости от объема и характера выполняемой ими работы.
2.2. Укрупненные нормативы численности работников обеспечивают равный подход к определению численности персонала в ТФОМС с учетом объективно существующих региональных особенностей. При использовании нормативов численности работников следует руководствоваться следующими основными принципами.
Нормативы численности работников ТФОМС являются укрупненными и разработаны путем усреднения показателей, характеризующих квалификационный уровень персонала территориальных фондов, уровень организации труда, его техническую оснащенность, наличие помещений, транспорта и связи в регионе (районе). Объективные различия указанных характеристик обусловливают то, что конкретная величина требуемой численности работников в ТФОМС может отличаться от нормативной величины на плюс-минус 10 процентов.
2.3. Укрупненные нормативы распространяются на все без исключения штатные и внештатные должности персонала ТФОМС, включая филиалы.
Общность функций, выполняемых работниками ТФОМС, позволяет использовать укрупненные нормативы численности, независимо от объемных показателей деятельности фондов.
2.4. Все ТФОМС распределены на три группы.
Первая группа включает территориальные фонды ОМС, имеющие филиалы (районные, межрайонные, специальные и пр.).
Вторая группа включает территориальные фонды ОМС, не имеющие филиалов.
Третья группа включает территориальные фонды с нетипичными условиями деятельности - Московский городской, Московский областной, Санкт-Петербургский городской ТФОМС.
2.5. Наибольшее влияние на общую численность работников ТФОМС оказывают следующие факторы:
1) количество плательщиков страховых взносов;
2) численность населения региона (территории, района).
Корректирующий фактор - удельный вес плательщиков страховых взносов на 1 тыс.кв.км площади региона, учитывающий разброс или сконцентрированность плательщиков на территории региона, района.
При определении количества плательщиков страховых взносов, принимаемого в расчете нормативной численности, следует руководствоваться данными учета (регистрации) юридических и физических лиц, включая фермерские и другие хозяйства, в территориальных фондах (филиалах). Другие значения количества плательщиков (например, зарегистрированных в налоговой инспекции) могут быть использованы только в случае, если уровень различий в представляемых данных составляет более 50 процентов.
2.6. Нормативные материалы представлены в виде таблиц, которые отражают зависимость норматива численности работников ТФОМС от различных значений влияющих на нее факторов. Интервалы изменения значения корректирующего фактора (удельного веса плательщиков страховых взносов на 1 тыс.кв.км площади региона - К) получены на основе анализа математических моделей, построенных по имеющимся статистическим и отчетным данным. В результате расчеты нормативной численности работников ТФОМС проводятся с учетом следующих интервалов изменения К:
1) при К<100 или К>400;
2) при 100<К<400.
Для определения численности работников ТФОМС по нормативным таблицам используются отчетные данные значений факторов за год, предшествующий плановому. Иные данные могут использоваться только в случае ожидаемых резких изменений факторов (количества плательщиков, численности населения), что оформляется объяснительной запиской к расчетам.
III. Порядок определения численности работников ТФОМС по
укрупненным нормативам
3.1. При определении укрупненной численности работников ТФОМС необходимо учитывать полноту выполнения ими основных функций.
Если функция сбора, учета и контроля за поступлением страховых взносов осуществляется территориальным фондом (филиалом) с привлечением государственных налоговых инспекций по субъектам Российской Федерации или отделений Пенсионного фонда, то необходимо умножить полученное по таблицам значение нормативной численности (Ч* или Чфил) на поправочный коэффициент:
------------------------------------
Удельный вес объема Значение
переданных работ поправочного
(доля плательщиков) коэффициента
%
------------------------------------
до 20 0,9
21-30 0,85
31-40 0,8
41-50 0,75
51-60 0,7
61-70 0,65
71-80 0,6
81-90 0,55
91-100 0,5
При выполнении фондом (филиалом) функции страхования населения по обязательному медицинскому страхованию к значению полученной по таблицам нормативной численности персонала фонда или филиала (Ч* или Чфил) следует прибавить 1 ед. в расчете на 25 тысяч застрахованного населения.