УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Государственного комитета
СССР по народному образованию и
Министерства здравоохранения СССР
от 31 января 1991 года N 55/40
(Объявлены приказом Министерства
образования РСФСР и Министерства
здравоохранения РСФСР
от 28 марта 1991 года N 85/51)
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних
____________________________________________________________________
Действуют в части не противоречащей Семейному кодексу Российской Федерации
____________________________________________________________________
I. Общие положения
Основными социальными целями усыновления (удочерения)* являются забота о детях, лишившихся попечения родителей, создание им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в семье. Усыновление наиболее предпочтительная форма устройства детей, лишившихся родительского попечения, при которой ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью. Усыновление детей способствует созданию полной семьи, предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить присущее людям чувство родительской любви. Усыновители, добровольно принимая на себя всю полноту обязанностей, возложенных законом на родителей, приравнены к ним во всех отношениях и наделены теми же правами. Условия и порядок усыновления, права и обязанности, возникающие в результате усыновления, отмена и признание его недействительным регламентируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, кодексами о браке и семье союзных республик. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. Усыновление производится решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Исполкому поселкового или сельского Совета народных депутатов это право не предоставлено. Подготовку вопроса для рассмотрения исполкомом Совета народных депутатов проводит районный, городской, районный в городе отдел народного образования** независимо от возраста усыновляемого ребенка (с его рождения и до 18 лет). Представление исполкому материалов на усыновление не входит в компетенцию органов здравоохранения.
----------------
* В дальнейшем будет говориться "усыновление", имея в виду и "удочерение".
** В дальнейшем будет упоминаться "отдел народного образования", имея в виду "районный, городской, районный в городе отдел (управление) народного образования".
II. Учет детей, подлежащих усыновлению,
и кандидатов в усыновители
Учет детей, подлежащих усыновлению, ведется только в районном, городском, в районном в городе отделе народного образования независимо от возраста ребенка (с его рождения до 18 лет).
Руководители родильных домов (отделений), лечебных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов и др. обязаны в трехдневный срок сообщать о каждом родившемся или поступившем ребенке, подлежащем усыновлению, в отдел народного образования по своему месту нахождения.
Не допускается сообщение администрацией указанных учреждений сведений о наличии в них детей, подлежащих усыновлению, и данных о них отдельным гражданам, учреждениям, общественным организациям и др.
За несвоевременное, неполное или недостоверное сообщение отделу народного образования сведений о детях, подлежащих усыновлению, состоянии их здоровья администрация указанных учреждений несет дисциплинарную ответственность.
Выявлению и учету подлежат дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, уклоняются от воспитания или содержания своих детей, не проявляют в отношении их родительской заботы и внимания, дали предварительное согласие на усыновление своего ребенка, а также дети, оставленные матерью в родильном или лечебном учреждении, подкинутые (брошенные).
Лица, желающие усыновить ребенка, обращаются с этой просьбой в отдел народного образования по месту жительства (или нахождения) ребенка либо по месту своего жительства. Как правило, наиболее полное выяснение всех необходимых для усыновления обстоятельств возможно по месту нахождения ребенка.
Отдел народного образования берет на учет тех лиц, которые изъявляют желание усыновить ребенка из детского лечебно-профилактического или интернатного учреждения. Если обращаются об усыновлении конкретного ребенка (например, пасынка, падчерицы, внука, ребенка умерших родственников и т.д.), то эти лица не берутся на учет.
Инспектор школ по охране детства отдела народного образования в личной беседе с кандидатами в усыновители (до получения от них требуемых документов) выявляет мотивы усыновления, наличие возможности обеспечения ими должного содержания и воспитания ребенка, отсутствие противопоказаний для усыновления. Выясняются также данные, которые учитываются при принятии решения об усыновлении: возраст усыновителей (особенно в тех случаях, когда усыновить ребенка раннего возраста изъявляют желание лица предпенсионного, пенсионного возраста), способность к воспитанию ребенка и уходу за ним лиц, имеющих инвалидность по зрению, глухонемых, ограниченных в передвижении (паралич конечностей), наличие в семье психически больных, страдающих в настоящее время другими заболеваниями, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и воспитании ребенка.
Усыновителями не могут быть несовершеннолетние, лица, лишенные родительских прав, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, и, кроме того, отнесенные отдельными республиканскими кодексами о браке и семье к категории лиц, не имеющих права быть усыновителями.
Кроме вышеназванных противопоказаний к выполнению обязанностей усыновителей, ребенок не может быть передан на усыновление лицам, имеющим психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, психопатия), а также лицам, страдающим в настоящее время алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическим заболеванием, ВИЧ-инфекцией, открытой формой туберкулеза, заболеваниями внутренних органов в стадии декомпенсации.
Кандидатам в усыновители разъясняется, что наличие указанных противопоказаний для воспитания ребенка может служить основанием для отказа в усыновлении и в связи с этим сбор и подготовка документов нецелесообразны.
В случаях, когда кандидаты в усыновители настаивают, их документы принимаются и выносятся на рассмотрение исполкома.
III. Документы, необходимые для оформления усыновления
От кандидатов в усыновители требуются:
1. Заявление (при усыновлении обоими супругами их совместное
заявление, а если усыновляет только один из них, дополнительно письменное согласие другого супруга*), в котором должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя (заявителей); адрес; состоит ли в браке; наличие и возраст детей, совместно или раздельно проживающих; указывается, что кандидат в усыновители не лишался родительских прав; какого возраста и пола ребенка желает усыновить.
----------------
* По законодательству отдельных союзных республик не требуется согласие другого супруга, если он по суду признан недееспособным или когда супруги прекратили совместное проживание более года и местожительство другого супруга неизвестно.
2. Справка с места работы о занимаемой должности и заработке.
3. Копия финансового лицевого счета*.
----------------
* Жители сельской местности представляют выписку из похозяйственной книги.
4. Медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения, на обслуживании которого состоит кандидат в усыновители, отражающее состояние его здоровья и отсутствие противопоказаний для выполнения обязанностей по воспитанию ребенка.
При усыновлении ребенка лицом, совместно с ним проживающим и осуществляющим его воспитание и содержание не менее двух лет, не требуется представления вышеназванных документов (кроме заявления).
В тех случаях, когда кандидат в усыновители проживает не по месту нахождения усыновляемого, то, наряду с перечисленными документами, должно быть представлено заключение отдела народного образования по месту его жительства о возможности передачи ему на усыновление ребенка. При отсутствии такого заключения отдел народного образования, который берет на учет кандидата в усыновители, запрашивает его.
На усыновляемого ребенка необходимо представить следующие документы:
1. Свидетельство о рождении.
2. Свидетельство о смерти его родителей или копию решения суда о лишении их родительских прав, признании недееспособными или безвестно отсутствующими.
3. Документы, подтверждающие уклонение родителей от воспитания и содержания детей; о розыске родителей; акты, составленные работниками органов внутренних дел о подкидывании, обнаружении ребенка (оставлении его в родильном доме (отделении), лечебно-профилактическом учреждении и др.).
4. Письменное согласие родителя (родителей) ребенка на усыновление, заверенное нотариально или соответствующими правомочными органами (администрацией детского учреждения, где воспитывается или находится ребенок).
5. Заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, заверенное руководителем детского учреждения.
IV. Подготовка материала об усыновлении ребенка на
рассмотрение исполкома
Подготовка документов на ребенка, передаваемого на усыновление из дома ребенка, лечебно-профилактического, учебно-воспитательного учреждения, проводится администрацией названных учреждений для последующей передачи на рассмотрение отдела народного образования (по месту нахождения учреждения).
На усыновление могут быть переданы как здоровые, так и больные дети, но при условии, что последние по характеру (течению) заболевания не нуждаются в постоянном пребывании и лечении в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
На каждого ребенка, передаваемого на усыновление из дома ребенка, лечебно-профилактического, детского интернатного учреждения, составляется заключение о состоянии его здоровья, физическом и умственном развитии на основании данных осмотров врачей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травматолога), офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и старше - учителя-дефектолога.
По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами. Это заключение заверяется руководителем учреждения, где ребенок содержится.
На детей, подкинутых, брошенных матерью (отцом) в лечебно-профилактическом учреждении, работниками органов внутренних дел составляется соответствующий акт, на основании которого администрация этого учреждения производит регистрацию рождения ребенка в органах ЗАГСа и направляет ребенка в соответствующее учреждение со следующими документами:
актом о подкидывании*;
----------------
* Подкинутые, оставленные дети могут быть переданы на усыновление по истечении шести месяцев со времени составления об этом соответствующего акта.
свидетельством о рождении;
медицинским заключением о состоянии здоровья.
По окончании лечения эти дети в трехдневный срок переводятся в дом ребенка, детский дом, школу-интернат, расположенные в том же районе или городе. Эти учреждения обязаны принять ребенка с последующим оформлением в трехдневный срок путевки в отделе здравоохранения, народного образования.
При отсутствии в районе, городе детского интернатного учреждения в некоторых случаях эти дети, в зависимости от возраста, направляются в карантин-распределитель или приемник-распределитель (срок пребывания в которых не должен превышать одного месяца) для последующего перевода в соответствующее детское интернатное учреждение.
Администрация детского учреждения при поступлении ребенка, имеющего родителя (мать или отца), не изъявляющего желания лично осуществлять его воспитание и содержание, должна получить согласие на усыновление ребенка.
Следует при этом предупреждать, что согласие родителя на усыновление не имеет "срока давности", т.е. оно действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого согласия, и усыновление ребенка может быть произведено без дополнительного его уведомления.
Подбор кандидатов в усыновители в этих случаях производится отделом народного образования.
Согласие матери (отца) на усыновление ребенка, находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, данное непосредственно в этих учреждениях, оформляется в письменной форме. Указываются паспортные данные, подпись родителя удостоверяется руководителем учреждения и заверяется печатью.
Родитель (мать, отец) ребенка предупреждается также и о том, что согласно действующему законодательству, если он в течение шести месяцев не будет принимать участия в жизни ребенка, посещать его, вести переписку, систематически проявлять родительское внимание и заботу и при улучшении своих материально-бытовых условий не изъявит желания взять ребенка на дальнейшее воспитание в свою семью, передача ребенка на усыновление может быть произведена без его согласия*.
----------------
* Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" от 22 мая 1990 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1990, N 23, ст.422). См. п.4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" от 24 октября 1990 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст.237).
При получении от одинокой матери согласия на усыновление ее ребенка, оставленного в родильном доме (отделении), находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, следует разъяснить ей последствия усыновления, выяснить обстоятельства, послужившие основанием для дачи такого согласия, возможность осуществления ею личного воспитания ребенка, и, в зависимости от полученных данных, решать вопрос о передаче ребенка на усыновление.
Особого подхода требует вопрос о передаче на усыновление детей одиноких несовершеннолетних матерей. Необходимо выявить осознанность матерью своих действий, требующуюся ей социально-правовую помощь и оказать содействие в создании условий для осуществления ею личного воспитания ребенка. При разногласиях, возникающих между несовершеннолетней одинокой матерью и ее законными представителями (родителями, усыновителями, опекуном, попечителем) о передаче ребенка на усыновление, вопрос должен решаться органом опеки и попечительства с учетом интересов ребенка.
При рассмотрении вопроса о передаче из детских лечебно-профилактических и интернатных учреждений на усыновление детей, имеющих братьев и сестер, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Не следует разобщать несовершеннолетних, находящихся в родственных отношениях, лишившихся попечения родителей, воспитывающихся в одном детском учреждении, проживающих совместно до их устройства в государственные учреждения, осведомленных друг о друге и своем родстве. Разобщение в этих случаях может допускаться в интересах несовершеннолетних, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных с братьями и сестрами. Возможно разъединение братьев и сестер при усыновлении, если кто-либо из них подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также, в порядке исключения, в тех случаях, когда дети, состоящие в родстве, одновременно передаются на усыновление, но в разные семьи, где они приобретают родителей и семью.
Нередко дети, имеющие одну мать, отца, совместно не воспитывались в семье, находятся в разных детских учреждениях, значатся под разными фамилиями, и об их родственных связях знает лишь их мать (отец), длительное время не проявляющие о них заботы. В таких случаях допускается передача детей на усыновление в разные семьи.
В случае, когда у ребенка, лишившегося родительского попечения и находящегося в государственном учреждении, имеются другие близкие родственники (дедушка, бабушка, тетя, дядя, совершеннолетние братья и сестры), следует установить их участие в его жизни, воспитании, целесообразность общения, возможность передачи в их семьи. И хотя не требуется их согласия на усыновление, в интересах несовершеннолетнего необходимо уточнить все обстоятельства дела.
Для усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, требуется его согласие*. Ему в доступной форме объясняются сущность усыновления и вытекающие из этого последствия: об изменении фамилии, отчества, данных о родителях, правоотношениях, возникающих между ним и усыновителями, их родственниками, об утрате правоотношений с родителями (братьями, сестрами, бабушкой и дедушкой). Такие разъяснения могут быть даны и ребенку, не достигшему 10 лет, с учетом степени его интеллектуального развития.
----------------
* Согласие может быть выражено в любой письменной форме.
Действующее законодательство предусматривает возможность усыновления ребенка старше 10 лет и без его согласия в тех случаях, когда он длительное время живет и воспитывается в семье усыновителей и не осведомлен о том, что они не кровные родители, считает себя их сыном (дочерью), был записан под их фамилией в учебно-воспитательном учреждении.
Отношение усыновляемого к усыновителям как к своим кровным родителям выявляется инспектором школ по охране детства в беседе с ним, что отражается в акте обследования. Такая запись заменяет письменное согласие ребенка на усыновление.
Помимо согласия родителя (родителей) на усыновление своего ребенка, находящегося в детском лечебно-профилактическом или интернатном учреждении, самого усыновляемого, достигшего десятилетнего возраста, должно быть также письменное согласие на усыновление администрации этих учреждений. Такое согласие основывается на детальном ознакомлении с личностью и документами усыновляемого, отражает отсутствие противопоказаний к усыновлению.
Если ребенок находится под опекой (попечительством), то на усыновление требуется согласие его опекуна (попечителя), что не освобождает от необходимости получения согласия от родителей, когда по закону оно требуется. При отказе опекуна (попечителя) дать согласие необходимо выяснить, чем вызваны его возражения. Когда, по мнению отдела народного образования, отказ не обоснован и противоречит интересам ребенка, следует ставить перед исполкомом вопрос об отстранении опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей.
Ознакомление отдела народного образования с личностью кандидатов в усыновители, документами, их характеризующими, и данными об усыновляемом не исключает проведение детального обследования условий жизни заявителя и его семьи.