МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем начальника Главного
управления карантинных инфекций
Министерства здравоохранения СССР
от 30.04.86 N 28-6/15

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по организации и проведению
комплекса санитарно-противоэпидемических
мероприятий в асептических отделениях
(блоках) и палатах


1. Общие положения

1.1. Асептические отделения (блоки), палаты предназначены для госпитализации и специального лечения больных с заболеваниями, протекающими с иммунодефицитным состоянием.

1.2. Настоящие методические указания определяют условия организации асептических отделений, палат и комплекс мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничных инфекций (или экзогенного инфицирования) при содержании больных в асептических отделениях, палатах.

1.3. Методические указания предназначены для персонала асептических отделений (блоков), палат, а также для работников бактериологических лабораторий лечебных учреждений, санитарно эпидемиологических и дезинфекционных станций, осуществляющих методическое руководство и контроль выполнения санитарно гигиенического и противоэпидемического режимов.

1.4. Ответственность за организацию и проведение комплекса мероприятий возлагают на главного врача и заведующего отделением лечебно - профилактических учреждений.

2. Организация асептических отделений и палат

2.1. Асептические отделения (блоки) или палаты организуют в лечебных учреждениях, занимающихся интенсивной химиотерапией больных злокачественными новообразованиями, включая и гемобластозы, трансплантацией костного мозга и других органов на фоне предварительных иммунодепрессивных режимов, с острой лучевой болезнью, агранулоцитозом и другими заболеваниями, протекающими с иммунодефицитным состоянием.

2.2. Основная задача асептического отделения (блока) или палат - создание асептических условий для защиты больных от инфицирования микроорганизмами - возможными возбудителями внутрибольничных инфекций при проведении специального лечения.

2.3. Количество асептических палат для больных определяют, исходя из потребностей и реальных возможностей данного учреждения.

2.4. Блок асептических палат организуют с определенными требованиями к планировке, подчиненной принципу максимальной изолированности от других помещений, с использованием строительных материалов, легко подвергающихся дезинфекционной обработке, не накапливающих пыль и не подвергаемых коррозии.

2.5. Асептические отделения (блоки) должны включать следующие помещения:

- санитарный пропускник для больных с раздевалкой, ванной, душем, туалетом;

- санитарный пропускник для персонала с индивидуальными шкафами;

- боксированные палаты на 1 койку;

- ординаторскую;

- процедурную;

- буфетную для дополнительной термической обработки пищи больных;

- помещение для мытья и стерилизации столовой посуды;

- комнату для хранения стерильного белья;

- помещение для хранения и приготовления дезинфицирующих растворов, промаркированного инвентаря и материала для уборки и дезинфекционной обработки;

- помещение для хранения переносного диагностического оборудования;

- туалет для персонала.

2.6. Асептические отделения (блоки), палаты от других помещений лечебного учреждения отделяются шлюзом.

2.7. Боксированная палата на одного больного устраивается по типу Мельцеровских полубоксов (предбоксник, палата, санитарная комната с туалетом, умывальником, ванной и душем). В предбокснике устанавливается умывальник для персонала, емкость с раствором антисептика для обработки рук, вешалка для халатов обслуживающего персонала.

2.8. Для удобства наблюдения за больными внутренняя стена асептических палат, выходящая в коридор, должна быть остеклена.

2.9. При необходимости создания асептической палаты-бокса в общем отделении специализированного медицинского учреждения для больных с иммунодепрессивным состоянием, ее организуют также по принципу Мельцеровского полубокса или палаты со шлюзом, соблюдая в ней все правила работы, изложенные в настоящих методических указаниях.

2.10. Размеры основных помещений асептического отделения (блока) следует согласовывать с положениями СНиП П-69-78 "Лечебно-профилактические учреждения. Нормы проектирования".

2.11. Для создания асептических условий может применяться также и пластиковая палатка размером 3,3 х 3,5 х 2,1 м, которая устанавливается в помещении, имеющем несколько большие размеры, чем палатка. В одну из стен палатки могут быть вмонтированы рукава для выполнения процедур, не заходя к больному.

2.12. Палатка оборудуется кроватью, полками для личных вещей больного, стулом и передвижным столиком. В другой смежной палатке должны находиться унитаз и умывальник для больного.

2.13. Палатка должна оборудоваться ламинарными установками и системой водоснабжения, обеспечивающей больного стерильной водой.

2.14. Освещение, температура, влажность, подача воздуха и кислорода регулируются с пульта управления дежурной медсестрой и самим больным.

2.15. При решении конкретных задач, связанных с организацией или реконструкцией асептических отделений (блоков), палат, или при появлении нового медицинского оборудования, способного поддерживать асептические условия (установки с ламинарными потоками воздуха, высокопроизводительные кондиционеры, системы приточно - вытяжной вентиляции и т.д.), указанные общие сведения о них могут подвергаться корректировке.

3. Санитарно-гигиенические требования
к организации воздухообмена и вентиляции

3.1. Асептические отделения (блоки) для лечения больных с иммунодефицитным состоянием оборудуют надежной системой приточно вытяжной вентиляции, к которой предъявляются повышенные требования, связанные с подготовкой и очисткой воздуха.

3.2. Забор воздуха в приточную камеру должен осуществляться на высоте не менее 2 м от поверхности земли (при заборе воздуха в садово - парковой зоне на высоте не менее 1 м).

3.3. В палатах для больных необходимо обеспечивать не менее чем 50-кратный воздухообмен с очисткой воздуха на грубых и бактериальных фильтрах (грубая очистка на фильтрах типа ФЯР, ФСУ и др., бактериологические - типа "Лайк", ФЭ, Эф из материала Петрява и др.).

3.4. При подаче больших количеств воздуха в палаты (50 обменов, 300 обменов в 1 час и более) подачу воздуха целесообразно осуществлять через перфорированную поверхность (стену, потолок), что позволяет обеспечить необходимую подвижность воздуха и надежную вентиляцию всего объема палаты.

3.5. Каждая палата (бокс) должны иметь автономные системы вытяжной вентиляции.

3.6. В палатах необходимо предусматривать вытяжную вентиляцию с подпором в палате. При этом 50% воздуха удаляется непосредственно из палаты, а остальные 50 - через шлюз и санитарную комнату.

3.7. В коридорах отделений (блоков) для содержания иммунодефицитных больных должен быть обеспечен 10-кратный обмен воздуха.

3.8. В пластиковой палатке, установленной внутри другого помещения, предусматривается только приточная вентиляция. Вытяжная вентиляция осуществляется в нижней зоне за счет просветов между пластиком и полом.

3.9. В боксированных палатах или палатках со шлюзом асептические условия могут обеспечиваться сочетанием повышенного воздухообмена (от 50 до 300 обменов в 1 час и более) и УФ облучения (из расчета 1 Вт/куб.м помещения). Бактерицидные настенные облучатели (экранированные) располагаются в палате на высоте не менее двух метров от пола (ОБН-150).

4. Санитарно - гигиенические требования к приему
и содержанию иммунодефицитных больных в отделениях

4.1. В асептические отделения (блоки) или палаты больные поступают после установления показаний для их лечения в асептических условиях.

4.2. При поступлении в отделение больной проходит полную санитарную обработку: принимает гигиенический душ (по показаниям) или его кожные покровы протирают антисептиком (п.4.4). Перед принятием душа больному стригут ногти на пальцах рук и ног, бреют волосы в подмышечных впадинах и на лобке. После санитарной обработки больному выдают стерильное белье.

4.3. В ежедневный туалет больного входит:

- гигиенический душ или протирание кожных покровов тела антисептиками со сменой нательного и постельного белья на стерильное;

- ежедневная санация ротовой полости, носовых и наружных слуховых ходов одним из антисептиков (п.4.5).

Указанные процедуры проводит сам больной или обслуживающий персонал (в зависимости от состояния больного). Ванну принимает больной только с разрешения лечащего врача.

4.4. Для протирания кожных покровов тела больного используют 3% спиртовой раствор борной кислоты или 0,5% по а.д.в., раствор хлоргексидина биглюконата в 70% спирте. (Норма расхода составляет 180 - 200 мл на обработку).

4.5. После каждого приема пищи ротовую полость прополаскивают растворами одного из антисептиков: фурациллина 1:5000, риванола 1:5000, перманганата калия 1:1000, лизоцима 1%.

4.6. Один раз в сутки носовые ходы очищают сухим ватным тампоном и закапывают 1% раствор лизоцима; наружные слуховые ходы прочищают и закапывают 1% раствор лизоцима или 3% спиртовой раствор борной кислоты.

4.7. Ежедневно после проведения больному указанных выше процедур (утренний туалет и последующая санация кожных покровов) производится смена нательного и постельного белья на стерильное белье. Бывшее в употреблении белье больного собирают в специальные клеенчатые или хлопчатобумажные мешки.

4.8. С целью санации желудочно-кишечного тракта больные асептических палат получают неадсорбируемые антибиотики и специфические фаги. Показаниями для назначения соответствующих фагов служат наличие в зеве золотистого стафилококка, кишечной, синегнойной палочек, увеличение количества эпидермального стафилоккока более 10_4 м.к./мл, что может служить показателем развития дисбактериоза кишечника.

5. Организация и режим работы
медицинского персонала в асептическом отделении

5.1. Заведующий отделением организует ежедневный врачебный осмотр персонала, работающего в отделении, перед выходом на работу (термометрия, осмотр зева и кожи). Лиц с воспалительными или гнойными процессами, недомоганием или лихорадкой, с симптомами гриппа и ОРЗ к работе в асептическом отделении не допускают.

5.2. Все сотрудники перед началом работы проходят через санитарный пропускник, раздеваются, меняют уличную обувь на тапочки, моют и обрабатывают руки кожным антисептиком и получают комплект стерильной одежды (брюки, рубашку, халат, бахилы, маску, косынку или шапочку).

5.3. В асептических отделениях обслуживающий медицинский персонал должен работать в 4-слойных марлевых масках, закрывающих рот и нос.

Для сбора масок выделяют кастрюлю, ведро или бак с крышкой. Обеззараживают их кипячением или погружением в один из дезинфицирующих растворов с последующей стиркой и стерилизацией. Чистые маски хранят в закрытых стерилизационных коробках.

Маски меняют через каждые 4 часа.

5.4. В случае выхода персонала из асептического отделения (блока) вся процедура указанной выше обработки повторяется вновь со сменой комплекта одежды на стерильный (п.5.2).

5.5. Перед входом в каждую палату врач, медицинская сестра и санитарка обрабатывают руки кожным антисептиком и надевают стерильный халат.

5.6. Повторные посещения персоналом больных производят строго по показаниям.

5.7. Медицинский персонал асептического отделения (блока), палат, обслуживающий иммунодефицитных больных, проводит обработку рук, которая подразделяется на гигиеническую и хирургическую.

5.8. Для гигиенической обработки рук применяют 80% этиловый спирт, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (0,125% по активному хлору) раствор хлорамина. Емкости с растворами устанавливают перед входом в каждую палату и в процедурной.

Обработку рук производят путем протирания стерильным ватным тампоном, увлажненным одним из указанных антисептиков.

5.9. Хирургическую обработку рук персонала и кожных покровов больных осуществляют при проведении трансплантации костного мозга больному, а также перед манипуляциями, связанными с нарушением целостности кожных покровов (внутривенные вливания, внутримышечные инъекции).

При этом применяют препараты, рекомендуемые Фармакологическим комитетом МЗ СССР: рецептура С-4, хлоргексидин биглюконат (гибитан) и йодопирон (Приложение 1).

Этапы хирургической обработки рук медицинского персонала следующие:

а) руки моют проточной водой с мылом в течение 1 минуты, ополаскивают (для удаления мыла), насухо вытирают стерильной марлевой салфеткой;

б) затем руки обрабатывают одним из следующих препаратов:

- 2.4% раствором рецептуры "С-4" в течение 1 минуты моют руки без щетки в эмалированном тазу, после чего вытирают их стерильной салфеткой;

- 0,5% спиртовым раствором хлоргексидина биглюконата (гибитана) в течение 2-3 минут руки протирают ватным тампоном, затем вытирают стерильной марлевой салфеткой.

- 0,05 - 0,1% раствором (по свободному йоду) йодопирона - в течение 4 минут моют руки в эмалированном тазу, затем их вытирают стерильной марлевой салфеткой.

5.10. Рабочие растворы вышеуказанных препаратов готовят в аптеках лечебно - профилактического учреждения. Рецептура и способ приготовления приведены в Приложении 1.

5.11. После окончания работы рекомендуют руки смазать смягчающими средствами (глицерин 50 мл, дистиллированная вода 40 мл, по 5 мл нашатырного и этилового спирта).

6. Санитарная обработка
асептического отделения (блока)

6.1. Уборку палат и вспомогательных помещений отделения подразделяют на ежедневную и генеральную.

6.2. Ежедневную влажную уборку асептических палат проводят 2 раза в день после утреннего туалета больного со сменой нательного и постельного белья и после вечернего туалета.

6.3. Ежедневную влажную уборку проводят с применением моюще дезинфицирующих средств (Приложения 2, 3):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»