Статус документа
Статус документа


Министерство Экологии и Природопользования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

от 1 января 1992 года

РУКОВОДСТВО
по проведению оценки воздействия на окружающую
среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке
технико-экономических обоснований и проектов
строительства (реконструкции, расширения и
технического перевооружения) хозяйственных
объектов и комплексов

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство

разработано:

(а) для методического обеспечения проведения оценки воздействия  на окружающую  среду  (ОВОС) при подготовке и принятии решений о развитии производительных сил*;

----------------

* В том числе, при подготовке материалов по выбору площадки, технико-экономических обоснований и проектов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) народнохозяйственных объектов и комплексов, независимо от форм собственности, их сметной стоимости и функционального назначения, если другое не оговорено законодательством РСФСР.

б) в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР 18 мая 1990 года, а также отраслевых нормативных документов о порядке проведения ОВОС, приведенных в приложении 1 ;

(в) в дополнение к действующим нормативно-правовым и инструктивно- методическим  документам, регламентирующим проектирование с учетом требований природоохранительного законодательства Российской Федерации*;

----------------

* В частности, в дополнение к Приложению 4 СНиП 1.02.01-85.

(г) в соответствии с Международной конвенцией об оценке  воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятой  странами Европейской  экономической  комиссии  25  февраля 1991 года (Финляндия);

(д) Управлением экологических нормативов и методического обеспечения экспертизы Государственной экологической  экспертизы Минприроды РСФСР;

предназначено для:

(а) организаций - заказчиков проектной документации  (инициаторов  деятельности),  представляющих гарантии обществу по предотвращению (смягчению) отрицательных экологических последствий реализации намечаемой деятельности;

(б) организаций - разработчиков проектной документации  (подрядчиков),  представляющих гарантии заказчикам  по  обеспечению экологической безопасности реализации намечаемой деятельности;

(в) органов государственного контроля (и надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды;

(г) организаций и специалистов (субподрядчиков), привлекаемых к проведению ОВОС;

(д) заинтересованных общественных организаций и лиц, принимающих участие в обсуждении проектных замыслов  и  результатов ОВОС на всех стадиях проектирования;

(е) подразделений ведомственной и вневедомственной экспертизы проектов и смет;

определяет:

(а) назначение ОВОС в системе подготовки и принятия хозяйственных решений;

(б) принципы ОВОС;

(в) ответственность за организацию и проведение ОВОС;

(г) порядок проведения общественных слушаний;

(д) процедуры ОВОС при разработке проектной документации;

(е) порядок оформления результатов ОВОС.

1.2. Главной целью введения ОВОС в процесс проектирования является создание условий для:

(1) всестороннего рассмотрения всех предполагаемых преимуществ и потерь экологического, экономического  и  социального  характера, связанных с хозяйственным развитием;

(2) поиска оптимальных проектных решений, способствующих:

(а) недопущению деградации окружающей среды;

(б) обеспечению социально-эколого-экономической сбалансированности хозяйственного развития;

(в) улучшению условий жизни людей;

(г) выработке эффективных мер по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий  на окружающую  среду  до  незначимого или приемлемого уровня.

1.3 Понятия, термины и определения

1.3.1. Оценка воздействия на окружающую среду* (ОВОС) - это:

----------------

* Понятие "окружающая среда" при проведении ОВОС включает такие факторы как флору, фауну, почву, воздух, воду, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты или взаимосвязь между этими факторами. Это понятие необходимо для выявления последствий для общества (через изменения вышеперечисленных факторов) в условиях социально-экономического и культурного развития.

(1) выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях:

(а) предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности;

(б) изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий;

(в) последствий для общества, к которым приведут изменения в окружающей среде;

(2) выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный  отказ  от деятельности)  на  основе социально-эколого-экономических оценок каждой из них;

(3) форма, в рамках которой заказчик представляет результаты  проведенных процедур  ОВОС  в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования;

(4) инструмент принятия решений; результаты ОВОС должны представлять ясную  картину  изученных альтернативных возможностей развития и их последствий для общества со взвешенной социально-эколого-экономической оценкой  преимуществ  и  недостатков каждой альтернативы.

1.3.2. Воздействие понимается как единовременный или периодический акт, либо постоянный процесс привноса или изъятия по отношению к окружающей среде любой материальной субстанции.

1.3.3. Изменение принимается как перемена (обратимая или необратимая) в средообразующих компонентах или их сочетаниях в результате оказанных воздействий.

1.3.4. Последствие понимается как осознаваемое субъектом (человеком или определенной социальной группой) изменение в окружающей среде, приводящее к изменению условий жизни этого субъекта.

1.3.5. Общественные слушания - это обобщенное наименование этапа в процедуре ОВОС, позволяющего выявлять (предсказывать),анализировать, оценивать и учитывать в проектных решениях экологические и связанные с ними последствия реализации намечаемой деятельности.

1.3.6. Процедура понимается как последовательность организационно и логически взаимосвязанных действий. Процедуры ОВОС являются неотъемлемой и обязательной частью процесса проектирования на всех стадиях. Результаты проведения ОВОС должны быть представлены на государственную экспертизу, в том числе государственную экологическую экспертизу, в составе предпроектной и проектной документации.

1.4. Принципы ОВОС

(1) интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, природоохранных,  экономических  и  других показателей проектных предложений;

(2) альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;

(3) применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования;

(4) доступность информации по проектным решениям для  общественности на самой ранней стадии рассмотрения проекта;

(5) ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

1.5. Проведение процедур ОВОС в полном объеме является обязательным для видов хозяйственной деятельности, перечисленных в приложении 2 к настоящему Руководству.

Для видов хозяйственной деятельности, не вошедших в перечень (Приложение 2), обязательным является разработка "проекта Заявления о воздействии на окружающую среду (ЗВОС)". Решение о целесообразности проведения всех последующих процедур ОВОС принимается государственными органами власти, управления и контроля (надзора) по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" и на основании оценки степени значимости предполагаемых воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду (см. сноску (3) к п.5.3 (б)).

2. Ответственность участников проведения ОВОС

2.1. Заказчик несет ответственность за:

(1) организацию и проведение ОВОС в процессе проектирования;

(2) учет и представление результатов ОВОС в составе предпроектной и  проектной  документации  в государственные  органы контроля;

(3) экологические и связанные с ними последствия реализации проектного замысла (при строительстве   новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации хозяйственных объектов и комплексов).

2.1.1. Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС и связанных с ними необходимых изысканий и исследований. Финансирование процедур ОВОС должно быть предусмотрено в сметах расходов на разработку предпроектной и проектной документации.

2.1.2. Заказчик обеспечивает организацию необходимых:

(1) контактов с государственными органами власти, управления и контроля;

(2) общественных слушаний проектного замысла.

2.1.3. Заказчик предоставляет разработчику (подрядчику) имеющуюся ретроспективную информацию об экологических и связанных с ними последствиях строительства и эксплуатации аналогичных действующих объектов, собранную посредством отраслевого мониторинга, анализа медико-географической обстановки и послепроектного экологического анализа.

2.1.4. Заказчик представляет результаты проведения ОВОС в составе предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу, в том числе экологическую.

2.1.5. Заказчик отвечает за обеспечение выполнения при реализации проектного замысла ( строительстве и эксплуатации) всех условий, полученных при рассмотрении результатов ОВОС.

2.2. Разработчик (подрядчик) предпроектной и проектной документации несет ответственность перед заказчиком за:

(1) соблюдение всех процедур ОВОС;

(2) достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения ОВОС.

2.3. Организации и специалисты (субподрядчики), привлекаемые к проведению ОВОС, отвечают перед разработчиком (подрядчиком) за достоверность, полноту и качество предоставляемой информации.

2.4. Государственные органы контроля в области природопользования и охраны окружающей среды несут ответственность перед государственными органами власти и управления за своевременное, квалифицированное и объективное рассмотрение предпроектной и проектной документации, содержащей результаты проведения ОВОС.

3. Общий порядок проведения ОВОС

3.1. Перед началом проектирования и проведения ОВОС намечаемой деятельности Заказчиком подготавливается "Уведомление о намерениях", которое:

(а) содержит информацию о намерениях Заказчика по характеру намечаемой деятельности;

(б) представляется в государственные органы власти и управления (по уровням компетенции) с целью получения согласия* на дальнейшую подготовку и рассмотрение предложений  по  развитию  намечаемой деятельности на возможных площадках ее осуществления.

----------------

подготовку и рассмотрение предложений по развитию намечаемой деятельности на возможных  площадках ее осуществления.

----------------

* Согласие не означает закрепление за данным Заказчиком возможных площадок или землеотводов.

3.2. Вся документация по ОВОС подготавливается:

(1) заказчиком намечаемой деятельности;

(2) подрядчиком (разработчиком);

(3) субподрядчиком - организацией или специалистами по проведению ОВОС.

3.3. Общий порядок проведения ОВОС включает следующие этапы:

3.3.1. Разработка проекта "Заявления о воздействии на окружающую среду" ("проект ЗВОС").

3.3.2. Представление "проекта ЗВОС" в государственные органы власти, управления и контроля.

3.3.3. Разработка заданий на проектирование, изыскания и исследования в соответствии с требованиями, выдвинутыми по результатам рассмотрения "проекта ЗВОС" в государственных органах власти, управления и контроля.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs