Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.
Создание указанных механизмов в рамках ФЦП Мировой океан станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.
Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.
Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП Мировой океан, представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.
На начальном этапе в рамках направлений Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов, "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", Использование биологических ресурсов Мирового океана, Транспортные коммуникации России в Мировом океане основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:
обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;
урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;
укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;
формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;
выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.
На дальнейшем этапе ФЦП Мировой океан реализуется по направлениям Исследования природы Мирового океана, Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", Гуманитарные вопросы, Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики и должна быть нацелена на:
получение минерального сырья в промышленных масштабах;
самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;
комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;
наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.
Завершающий этап программы содержит направления Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий, Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане и должен предусматривать:
укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;
расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;
сбалансированное функционирование природных систем на территории России;
обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.
Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.
1. Международно-правовые вопросы, их политический
аспект, тактика отстаивания интересов
Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.
Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.
В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.
Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.
Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:
поддержание мира и безопасности;
защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;