Недействующий

Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов (не применяется с 15 сентября 1998 года на территории Российской Федерации на основании указания МПС России от 03.09.1998 N В-1041у)

Приложение 1

ТЕРМИНЫ,
применяемые в Инструкции по эксплуатации
железнодорожных переездов

Автоматическая светофорная сигнализация - система, состоящая из переездных светофоров, акустических сигналов, электрических рельсовых цепей (участок приближения) и аппаратуры управления, обеспечивающей при занятии поездом участка приближения автоматическую подачу извещения на переезд и автоматическое включение звуковой и светофорной сигнализации. После освобождения переезда поездом звуковая и светофорная сигнализация выключается автоматически. Может дополняться бело-лунным мигающим огнем на переездных светофорах.

На переездах, обслуживаемых дежурным работником, автоматическая светофорная сигнализация применяется совместно с автоматическими шлагбаумами.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя.

Главные пути - пути перегонов, а также пути станций, являющиеся непосредственным продолжением путей прилегающих перегонов, и, как правило, не имеющие отклонения на стрелочных переводах.

Граница переезда - линия, пересекающая автомобильную дорогу по оси шлагбаумов, а где их нет - по оси установки дорожных знаков 1.3.1. "Однопутная железная дорога", 1.3.2. "Многопутная железная дорога".

Дорога - любая используемая для движения улица, проспект, дорога, переулок и т.п. по всей ширине (включая тротуары, обочины и разделительные полосы).

Заградительная сигнализация - заградительные (для поездов и маневровых составов) светофоры, установленные перед переездом и управляемые дежурными по переезду.

В качестве заградительных могут использоваться ближайшие к переезду проходные светофоры, а также выходные, маршрутные, маневровые светофоры, оборудованные необходимой зависимостью.

Обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанных с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения и последующим возвратом на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Оповестительная сигнализация - система, состоящая из электрических рельсовых цепей (участки приближения), устройства подачи оповещения на переезд (кнопки на пульте управления у дежурного по станции), щитка управления и акустических сигналов на переезде. Дополняется шлагбаумами (механизированными, электрическими, полуавтоматическими).

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин., а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Переездная сигнализация - общее название применяющихся на переездах железных дорог различных систем сигнализации: оповестительной с электрошлагбаумами, автоматической светофорной, автоматической светофорной с автоматическими или полуавтоматическими шлагбаумами. Включает в себя светофорную (для водителей транспортных средств) и звуковую (для пешеходов) сигнализацию, аппаратуру электрических рельсовых цепей и аппаратуру управления сигнализацией, а на переездах с дежурным, кроме того, аппаратуру и устройства управления шлагбаумами.

Поезд - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы. Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд.

Поездные сигналы - сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и других подвижных единиц.

Подъездной путь - путь, предназначенный для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений (заводов, фабрик, шахт, карьеров, лесоторфоразработок, электрических станций, тяговых подстанций и т.д.), связанный с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей и принадлежащий железной дороге или предприятию, организации, учреждению.

Разделительная полоса - элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств.

Светофорная сигнализация - устройство зависимости между переездной сигнализацией и маневровыми светофорами. Может применяться только на подъездных путях с маневровым характером передвижений подвижного состава при невозможности оборудования нормальных (расчетной длины) участков приближения.

При нажатии руководителем маневров кнопки на щитке управления, расположенного на мачте светофора, или после вступления подвижного состава на короткий участок приближения включаются красные огни на переездных светофорах и звуковые сигналы, а на маневровом светофоре красный огонь гаснет и загорается лунно-белый. После проследования переезда составом переключение сигнализации в исходное положение выполняется руководителем маневров или происходит автоматически после освобождения подвижным составом короткого участка приближения.

Станционные пути - пути в границах станции: главные, приемо-отправочные, сортировочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, деповские, соединительные, а также прочие пути, назначение которых определяется производимыми на них операциями.

Стоянка - прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин., если это не связано с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Участок приближения - оборудованный электрическими рельсовыми цепями расположенный перед переездом участок пути, длина которого определяется расчетом в зависимости от скорости движения поездов и длины проезжей части переезда для заблаговременной автоматической подачи извещения на переезд о приближении к нему поезда и автоматического управления переездной сигнализацией и шлагбаумами, если переезд ими оборудован.

Шлагбаум - устройство для перекрытия проезжей части автомобильной дороги и прекращения движения транспортных средств (пешеходов) через переезд. Состоит из заградительного бруса и привода. При оборудовании переезда светофорной сигнализацией шлагбаумы являются дублирующим устройством, ограждающим переезд от транспортных средств (пешеходов).

В зависимости от способов приведения в действие шлагбаумы подразделяются на следующие типы:

автоматические - перевод заградительных брусьев шлагбаумов в закрытое (горизонтальное) положение осуществляется автоматически через расчетное время после вступления поезда на участок приближения и включения красных огней переездных светофоров. Шлагбаумы переводятся в открытое (вертикальное) положение также автоматически после освобождения переезда поездом. При этом красные огни переездных светофоров гаснут;

полуавтоматические - перевод заградительных брусьев шлагбаумов в закрытое (горизонтальное) положение осуществляется автоматически при вступлении поезда на участок приближения или при открытии сигнала поезду и замыкании маршрута или нажатием специальной кнопки дежурным по станции. Открытие заградительных брусьев шлагбаумов (перевод их в вертикальное положение) производится дежурным по переезду нажатием специальной кнопки;

электрические (электрошлагбаумы) - заградительные брусья шлагбаумов приводятся в закрытое (горизонтальное) положение дежурным по переезду после получения оповестительного сигнала нажатием специальной кнопки. Открытие заградительных брусьев шлагбаумов (перевод в вертикальное положение) производится дежурным по переезду возвратом этой кнопки в исходное положение после освобождения поездом переезда;

механизированные - шлагбаумы имеют механический привод, с помощью которого дежурный по переезду вручную переводит заградительные брусья в открытое (вертикальное) или закрытое (горизонтальное) положение;