(с изменениями на 31 декабря 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2003 года на основании
Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 (вступил в силу с 25 декабря 1993 года);
Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ (Российская газета, N 246, 27.12.95);
Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ (Российская газета, N 215, 09.11.2000);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 марта 2002 года N 27-ФЗ);
Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
Федеральным законом от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ (Российская газета, N 118, 02.07.2002) (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 246, 31.12.2002).
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
В настоящем Законе также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П.
____________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, полномочия федеральных органов налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
На федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные настоящим Законом.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции Российской Федерации, Конституциях республик в составе Российской Федерации, настоящем Законе и иных законодательных актах Российской Федерации, а также правовых актах республик в составе Российской Федерации, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения прав и свобод человека и гражданина;
подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции (далее- сотрудники налоговой полиции) не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Федеральные органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации.
Федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и Директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации на правах государственного комитета Российской Федерации (далее Федеральная служба налоговой полиции);
органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы;
органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции - местные органы налоговой полиции.
В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию)
Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других правоохранительных, налоговых и иных государственных органов осуществляет Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Первый заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции (в ранге первого заместителя председателя государственного комитета Российской Федерации) и заместитель Директора Федеральной службы налоговой полиции назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Начальники управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам назначаются на должность и освобождаются от должности Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по согласованию с правительствами республик в составе Российской Федерации.
В качестве совещательного органа в Федеральной службе налоговой полиции и управлениях налоговой полиции по республикам образуются коллегии, персональный состав и порядок работы которых по представлению соответственно Директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и начальников управлений Федеральной службы налоговой полиции по республикам утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Организация деятельности Федеральной службы налоговой полиции определяется положением о Федеральной службе налоговой полиции, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию)
Управления (отделы) Федеральной службы налоговой полиции по краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (часть первая в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Управления налоговой полиции краев, областей образуют коллегии, персональный состав которых утверждается Директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (часть вторая в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Местные органы налоговой полиции возглавляются начальниками, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности начальниками управлений (отделов) Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (часть третья в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
Руководители территориальных органов налоговой полиции во взаимодействии с начальниками государственных налоговых инспекций обеспечивают реализацию возложенных на них задач на соответствующих территориях, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
(наименование в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года
Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ)
Директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации налоговой полиции (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию):
организует деятельность Федеральной службы налоговой полиции и ее коллегии по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, обеспечению деятельности федеральных органов налоговой полиции по своевременному и полному поступлению в бюджетную систему и соответствующие внебюджетные фонды Российской Федерации федеральных и местных налогов, сборов и других обязательных платежей (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
разрабатывает и вносит для утверждения в Правительство Российской Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально-техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции;
обеспечивает достоверность статистической отчетности о выявленных и предотвращенных федеральными органами налоговой полиции преступлениях, характере, объемах и результатах оперативно-розыскной работы, регулярное обобщение и совершенствование практики деятельности федеральных органов налоговой полиции, а также распространение и внедрение передового опыта;
утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда перечень должностей, штатное расписание и структуру центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции, ее структурных подразделений, а также примерную структуру и штатную численность нижестоящих органов налоговой полиции (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
определяет функциональные обязанности своих заместителей и руководителей структурных подразделений Федеральной службы налоговой полиции (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
назначает на должность и освобождает от должности руководителей и работников Федеральной службы налоговой полиции и ее структурных подразделений, за исключением лиц, особый порядок назначения на должность и освобождения от должности которых установлен настоящим Законом (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
представляет Федеральную службу налоговой полиции в государственных органах, учреждениях и организациях Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также в отношениях с правоохранительными органами других государств (абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
издает на основе и во исполнение настоящего Закона обязательные для выполнения федеральными органами налоговой полиции приказы, инструкции и указания, связанные с организацией оперативно-служебной деятельности;
отменяет противоречащие настоящему Закону приказы, инструкции и указания руководителей нижестоящих органов налоговой полиции.
Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами.
Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, ее органы на местах и иные государственные органы обязаны оказывать содействие федеральным органам налоговой полиции в решении задач, определенных настоящим Законом.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции на местах и иные государственные органы по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Принятие решения о выделении специалистов по мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции осуществляется в течение пяти дней с момента поступления запроса.
В те же сроки при возникновении оперативной необходимости органы налоговой полиции по мотивированному запросу Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах, других государственных органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.
Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах обязаны в десятидневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для принятия по ним решения в соответствии с законодательством) (часть шестая в редакции, введенной в действие с 27 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию).
(Часть седьмая исключена с 27 декабря 1995 года. Части восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую считать соответственно частями седьмой, восьмой, девятой, десятой - Федеральный закон от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ - см. предыдущую редакцию)
В целях защиты интересов налогоплательщиков споры, возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами налоговой полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской Федерации принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке.
Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.
Федеральные органы налоговой полиции по мотивированному запросу Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах обеспечивают личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их семей.
Руководители налоговых органов, органов налоговой полиции, других государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, при нарушении положений частей четвертой, пятой и шестой настоящей статьи несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны: