МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 1994 года N 200
Об утверждении Временного порядка оценки
и возмещения вреда окружающей природной среде
в результате аварии
(с изменениями на 28 августа 1997 года)
_________________________________________________________________
Настоящий приказ не был зарегистрирован в Минюсте России
и потому не может служить основанием для регулирования правоотношений,
применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям
за невыполнение содержащихся в нем предписаний,
ссылка на настоящий приказ при разрешении споров недопустима -
см. письмо Госкомэкологии России от 8 июля 1997 года N 12-337
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом Минприроды России от 25 декабря 1995 года N 01-14/29-3553;
приказом Минприроды России от 28 августа 1997 года N 358.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Письмом Минприроды России от 25 декабря 1995 года N 01-14/29-3553 в связи с необходимостью доработки "Временного порядка оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии" и согласования с заинтересованными ведомствами срок действия его продлевается до утверждения в качестве постоянно действующего нормативно-методического документа.
Письмом Госкомэкологии России от 8 июля 1997 года N 12-337 разъяснено, что продление действия настоящего приказа письмом Минприроды России от 25 декабря 1995 года N 01-14/29-3553 неправомерно.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приказом Минприроды России от 28 августа 1997 года N 358 срок действия настоящего приказа продлен до 1 ноября 1997 год.
_________________________________________________________________
В целях реализации статей 86, 87 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и в соответствии с приказом по Министерству от 15.03.94 N 73 приказываю:
Утвердить Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварии (приложение) со сроком действия до 01.01.96.
Министр охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства охраны
окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации
от 27 июня 1994 года N 200
Временный порядок
оценки и возмещения вреда окружающей среде
в результате аварии
1. "Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии" разработан на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", нормативных актов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в соответствии с Положением о Минприроды России.
2. Настоящий природоохранный нормативный документ подготовлен Главным управлением экономики природопользования (Шевчук А.В., Куприянов И.В., Ветошкина Л.П.) с участием специалистов других управлений (Иванов В.А., Лаппо Т.В., Пономарева Л.С.) и структурных подразделений Минприроды России, территориальных комитетов экологии и природных ресурсов Тверской и Московской областей. В основу документа положены разработки Института экономических проблем природопользования (Терехов А.Г.), Научно-исследовательского и координационного Центра по проблемам экологической безопасности и управления природопользованием в условиях рынка (Лукьянчиков Н.Н.), Государственного института прикладной экологии (Безруков А.А., Лесников Б.М.) Минприроды России.
3. Утвержден приказом Минприроды России от 27 июня 1994 года N 200.
4. Разработан впервые.
5. Настоящий "Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей среде в результате аварии" не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Главного управления экономики, природопользования Минприроды России.
6. Введен в действие с 01.07.94.
7. Срок завершения действия 01.01.96.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящий природоохранный нормативный документ устанавливает порядок оценки вреда и определения ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую природную среду в результате аварий на предприятиях, транспорте, организациях, учреждениях и др. независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
1.2. Документ предназначен для использования территориальными органами системы Минприроды России, спецморинспекциями Минприроды России, а также государственными природными заповедниками и национальными природными парками Минприроды России (далее территориальные органы), при негативном воздействии техногенных аварий на их территорию или охранные зоны.
1.3. Действие документа не распространяется на случаи причинения вреда природной среде в результате стихийного бедствия (любого природного явления, включая наводнения, перемещение льдов, землетрясения, оползни и ураганы, которое вызывает или может вызвать аварийное загрязнение окружающей природной среды).
1.4. Возмещение вреда, нанесенного здоровью людей в результате аварийного воздействия, настоящим документом не регламентируется.
2. Основные понятия и определения
2.1. Авария - отклонение от обычно допустимых эксплуатационных условий деятельности, которое вызывает или может быть причиной негативного воздействия на окружающую природную среду (приложение 1, п. 26).
2.2. Негативное воздействие на природную среду - любые прямые или косвенные, немедленные или возникшие через какое-то время, вредные последствия аварии в частности для:
а) людей, флоры и фауны;
б) почвы, воды, воздуха и ландшафта;
в) взаимосвязи между факторами, указанными в подпунктах а) и б) 2.2.
Вред природной среде - это негативные изменения и последствия снижения качества природных ресурсов и среды обитания человека, биологического разнообразия и биопродуктивности природных компонентов, в конечном итоге - снижение эколого-ресурсного потенциала территорий. Понятие "вред" включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.
2.3. Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую природную среду.
2.4. Убытки - материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности), возникающие в результате ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния природной среды (отдельных ее компонентов); потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей; упущенной выгоды от изменения состояния окружающей среды и природных ресурсов и т.д.
3. Общие положения
3.1. Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду в результате аварии.
3.2. Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.
3.3. Расследование факта и причин аварии, оценка вредного воздействия на окружающую среду и расчет величины ущерба производится территориальными органами системы Минприроды России. При необходимости, по представлению территориальных органов Минприроды России, либо под их руководством, эта работа может проводиться комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В состав комиссии могут включаться представители специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также специалисты научно-исследовательских, проектных и других организаций, аккредитованных для выполнения работ (услуг) природоохранного назначения.
3.4. Субъект хозяйственной деятельности - природопользователь, по вине которого произошла авария, возмещает ущерб и убытки от прямого и косвенного воздействия, а также от возможных отдаленных последствий данного воздействия на окружающую среду в порядке, установленном законодательством.
3.5. Сбор доказательств, необходимых для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов экологических последствий его и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии, а также стоимостная оценка ущерба производятся с использованием отраслевых нормативно-методических документов, перечень которых приведен в приложении 1. Могут быть использованы также материалы кадастровой оценки природных ресурсов, экологические паспорта. Оформление результатов работы должно соответствовать рекомендациям, приводимым в приложении 2.
3.6. Затраты на проведение работ по оценке фактов вредного воздействия на окружающую среду и величины ущерба и убытков и др. и оформлению соответствующих документов включаются в состав убытков и компенсируются виновной стороной.
3.7. Регламентация форм и способов возмещения вреда при трансграничном "(межрегиональном)" воздействии на окружающую среду осуществляется в соответствии с экологическими требованиями законодательства Российской Федерации, решениями специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
3.8. Территориальные органы системы Минприроды России обязаны оказывать друг другу необходимое содействие в установлении места, причин и виновных в аварии, оказавшей трансграничное "(межрегиональное)" воздействие на окружающую природную среду, а также в определении вреда и возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде.
4. Установление факта аварии и величины
вредного воздействия
4.1. Расследование причин и последствий аварии производится территориальными органами Минприроды России немедленно при получении информации о ней, независимо от того, будет ли создаваться комиссия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В случае создания указанной комиссии, представители территориальных органов Минприроды России подключаются к ее работе.
4.2. Первичным документом, создаваемым представителем территориального органа Минприроды России или членами комиссии для фиксации факта аварии и величины вредного воздействия на окружающую среду, является протокол о нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации (приложение 2, форма 1).
4.3. В указанном протоколе должны содержаться следующие основные сведения:
- время и место аварии;
- время проведения обследования;
- лицо или лица, составившие протокол;
- реквизиты юридического или физического лица, виновного в аварии;
- характер аварии и ее последствия (воздействие на окружающую среду, выбросы, сбросы, размещение отходов, затопления и т.д.);
- краткая оценка состояния окружающей среды, вида, размера и продолжительности воздействия на природные среды (загрязнение воздуха, вод, почвы, повреждение или гибель представителей растительного и животного мира, людей) в месте нанесения вреда и его проявления;
- статьи законодательных актов и пункты нормативных документов, нарушение которых констатируется при обследовании;
- сведения о сборе доказательств (отбор проб, выполнение измерений и т.п.) в процессе первоначального обследования;
- оперативные меры, принятые для ликвидации последствий аварии, используемые для этих целей средства;
- обязательства виновной стороны по ликвидации последствий аварий.
В протоколе могут быть приведены как точные, так и предварительные сведения о размерах воздействия на окружающую среду.
Содержание протокола конкретизируется в зависимости от вида воздействия на окружающую среду с учетом требований и рекомендаций нормативно-методических документов, утвержденных или разрешенных к применению Минприроды России.
4.4. Результаты обследования, зафиксированные в протоколе, подтверждаются подписями всех участников обследования и представителем виновной стороны, а также свидетелями. В случае несогласия с какими-либо обстоятельствами, указанным в протоколе, каждый их них вправе изложить особое мнение. Фактические данные, содержащиеся в протоколе, не могут быть скорректированы без согласия территориального органа Минприроды России или инспектора комиссии, проводивших обследование.
4.5. Детальное расследование обстоятельств причинения вреда и сбор доказательств, обосновывающих величину ущерба и убытков, может быть продолжено после составления протокола и определяется программой работы соответствующего территориального органа Минприроды России или комиссии (приложение 2, форма 2).
4.6. Итогом работы по расследованию аварии является расчет денежных средств, характеризующий размеры ущерба и убытков.
5. Исчисления размеров ущерба и убытков
5.1. Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб фауне и флоре (приложение 1). При возможности используются прямые методы счета. При этом документально подтверждаются данные об убытках и ущербе, включая упущенную выгоду. В конкретных ситуациях, при недостаточном нормативно-методическом обеспечении, используются экспертные оценки компетентных специалистов.
5.2. Оценка ущерба от проявления социально-экологических и экономических последствий аварии осуществляется на основе специальных обследований, аналитических расчетов и прогнозных экспертных оценок возможных последствий.
5.3. Убытки потерпевшей стороны, связанные с ликвидацией последствий аварии, рассчитываются по документам, представленным потерпевшими и включаются в исковое заявление (приложение 1, п. 22).
5.4. Убытки, связанные с ликвидацией последствий аварии, понесенные виновной стороной, не учитываются при определении сумм иска.
5.5. При расчете величины ущерба учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.
5.6. Величина ущерба, причиненного негативным воздействием на окружающую среду в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях (акваториях), эколого-курортных регионах, а также на территориях, включенных в международные конвенции, увеличивается в 2 раза (приложение 1, п. 21).
5.7. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам (приложение 1, пп. 23, 32 - 38). В случае отсутствия методики определения ущерба расчет осуществляется, как за сверхлимитный выброс, путем умножения массы загрязняющих веществ на базовые нормативы платы за выброс 1 т загрязняющих веществ в атмосферу в пределах установленных лимитов (временно согласованных выбросов) с применением коэффициентов индексации, экологической ситуации и повышающего коэффициента 5 (приложение 1, пп. 20, 21).
5.8. Ущерб от загрязнения водного объекта определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением его биопродуктивности (приложение 1, пп. 27, 28, 29). Временно, до утверждения специальных методических указаний, ущерб от изменения качества воды оценивается как за сверхлимитный выброс путем умножения массы загрязняющих веществ, поступивших в водный объект, на базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов с применением коэффициентов индексации, экологической ситуации и повышающего коэффициента 5 (приложение 1, п. 20). Размер потерь, связанных со снижением биопродуктивности водного объекта, определяется на основе непосредственного обследования биологических ресурсов, экспертной оценки стоимости снижения биологической продуктивности с учетом нормативно-методических документов (приложение 1, пп. 12, 13, 14, 42 - 45, 51, 52).
5.9. Размер взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими и физическими лицами незаконным выловом, добычей или уничтожением биологических ресурсов, определяется инструкциями, методиками и таксами (приложение 1, пп. 12 - 14, 39 - 52).