Наименование программы Одаренные дети
Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации
номер решения о от 18 августа 1994 г. N 1696 "О
разработке программы президентской программе "Дети России"
постановление Правительства Российской
Федерации от 25 ноября 1994 г.
N 1299 "О разработке президентской
программы "Дети России" на 1996-1997
годы"
Государственный заказчик Минобразование России
программы
Основной разработчик Минобразование России
программы
Цель и задачи программы, развитие интеллектуальных ресурсов
важнейшие целевые общества создание условий для
показатели развития и реализации потенциальных
возможностей одаренных детей
проведение исследований по проблеме
выявления и обучения одаренных
дошкольников
Сроки реализации 1996-1997 годы
программы
Исполнители основных Минобразование России
мероприятий программы Минкультуры России
Объемы и источники 16,53 млрд. рублей из средств
финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и 1997
годы, в том числе на 1996 год 9,215
млрд. рублей (в ценах 1996 года)
Ожидаемые конечные формирование системы работы с
результаты реализации одаренными детьми
программы
Система контроля за Минобразование России совместно с
исполнением программы Минэкономики России и Минфином России
Характеристика проблемы
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию.
Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.
Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.
Вместе с тем координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
Цель и задачи программы
Программа ставит целью развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса творческой личности, воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми;
создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;
поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы
Развитие образовательных учреждений, работающих
с одаренными детьми
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, открытие Всероссийской гимназии при Государственном Русском музее в г. Санкт-Петербурге, в которой будет осуществляться обучение и воспитание художественно одаренных детей.
Экспериментальная работа
Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
Подготовка и переподготовка кадров,
работающих с одаренными детьми
Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
поднять престиж творческой личности как ценности в обществе;
разработать основы для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
мероприятий федеральной целевой программы
"Одаренные дети" на 1996-1997 годы
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦Сроки ¦ ¦Стоимость (млрд. руб.)¦
¦ ¦испол-¦ +----------------------¦
¦ М е р о п р и я т и я ¦нения ¦ Исполнители ¦ всего ¦ в том числе ¦
¦ ¦(годы)¦ ¦ +--------------¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1996 ¦ 1997 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
I. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
Целевая поддержка 1996- Минобразование России 8,0 3,2 4,8
материально-технической базы 1997
образовательных учреждений,
работающих с одаренными детьми
(оборудование компьютерных классов,
телеклассов)
Открытие Всероссийской гимназии при 1996 Минобразование России 1,5 1,5 -
Государственном Русском музее в Минкультуры России
г. Санкт-Петербурге на базе
действующей муниципальной гимназии
Целевая поддержка программы "Новые 1996- Минобразование России 0,5 0,3 0,2
имена" 1997 Минкультуры России
Международный
благотворительный фонд
"Новые имена"
Формирование банка данных об 1996 Минобразование России 0,2 0,2 -
образовательных учреждениях, Минкультуры России
работающих с одаренными детьми, и ГКФТ России
одаренных детях
______________________________________________________________________________
Итого по разделу I 10,2 5,2 5,0
II. Экспериментальная работа