Недействующий

О президентской программе "Дети России" (с изменениями на 15 января 1998 года) (фактически не применяется)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
НА 1996-1997 ГОДЫ

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы "Одаренные дети"
на 1996-1997 годы

Наименование программы       Одаренные дети

Наименование, дата и         Указ Президента Российской Федерации
номер решения о              от 18 августа 1994 г. N 1696 "О
разработке программы         президентской программе "Дети России"
                             постановление Правительства Российской
                             Федерации от 25 ноября 1994 г.
                             N 1299 "О разработке президентской
                             программы
"Дети России" на 1996-1997
                             годы"

Государственный заказчик     Минобразование России
программы

Основной разработчик         Минобразование России
программы

Цель и задачи программы,     развитие интеллектуальных ресурсов
важнейшие целевые            общества  создание условий для
показатели                   развития и реализации потенциальных
                             возможностей одаренных детей
                             проведение исследований по проблеме
                             выявления и обучения одаренных
                             дошкольников

Сроки реализации             1996-1997 годы
программы

Исполнители основных         Минобразование России
мероприятий программы        Минкультуры России

Объемы и источники           16,53 млрд. рублей из средств
финансирования программы     федеральных бюджетов на 1996 и 1997
                             годы, в том числе на 1996 год 9,215
                             млрд. рублей (в ценах 1996 года)

Ожидаемые конечные           формирование системы работы с
результаты реализации        одаренными детьми
программы

Система контроля за          Минобразование России совместно с
исполнением программы        Минэкономики России и Минфином России

Характеристика проблемы

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию.

Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.

Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.

Вместе с тем координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.

Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.

Цель и задачи программы

Программа ставит целью развитие интеллектуальных ресурсов общества, повышение социального статуса творческой личности, воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.

Программа предусматривает решение следующих задач:

создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;

подготовка и переподготовка кадров, работающих с одаренными детьми;

создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;

поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы

Развитие образовательных учреждений, работающих
с одаренными детьми

Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, открытие Всероссийской гимназии при Государственном Русском музее в г. Санкт-Петербурге, в которой будет осуществляться обучение и воспитание художественно одаренных детей.

Экспериментальная работа

Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.

Подготовка и переподготовка кадров,
работающих с одаренными детьми

Включаются мероприятия, направленные на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами), владеющими современными методиками и технологиями выявления и обучения одаренных детей.

Ожидаемые конечные результаты
реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

поднять престиж творческой личности как ценности в обществе;

разработать основы для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;

организовать подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми.

П Е Р Е Ч Е Н Ь

мероприятий федеральной целевой программы
"Одаренные дети" на 1996-1997 годы

+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦                                    ¦Сроки ¦                      ¦Стоимость (млрд. руб.)¦
¦                                    ¦испол-¦                      +----------------------¦
¦         М е р о п р и я т и я      ¦нения ¦     Исполнители      ¦ всего ¦ в том числе  ¦
¦                                    ¦(годы)¦                      ¦       +--------------¦
¦                                    ¦      ¦                      ¦       ¦ 1996 ¦ 1997  ¦
¦                                    ¦      ¦                      ¦       ¦ год  ¦ год   ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+

           I. Развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми

 Целевая поддержка                    1996-  Минобразование России  8,0     3,2    4,8
 материально-технической базы         1997
 образовательных учреждений,
 работающих с одаренными детьми
 (оборудование компьютерных классов,
 телеклассов)

 Открытие Всероссийской гимназии при  1996   Минобразование России  1,5     1,5    -
 Государственном Русском музее в             Минкультуры России
 г. Санкт-Петербурге на базе
 действующей муниципальной гимназии

 Целевая поддержка программы "Новые   1996-  Минобразование России  0,5     0,3    0,2
 имена"                               1997   Минкультуры  России
                                             Международный
                                             благотворительный фонд
                                             "Новые имена"

 Формирование банка данных об         1996   Минобразование России  0,2     0,2    -
 образовательных учреждениях,                Минкультуры  России
 работающих с одаренными детьми, и           ГКФТ России
 одаренных детях
______________________________________________________________________________

 Итого по разделу I                                                 10,2    5,2    5,0

II. Экспериментальная работа