Наименование программы Развитие индустрии детского питания
Наименование, дата и Указ Президента Российской Федерации
номер решения о от 18 августа 1994 г. N 1696
разработке программы "О президентской программе
"Дети России"
постановление Правительства
Российской Федерации от 25 ноября
1994 г. N 1299 "О разработке
президентской программы "Дети России"
на 1996-1997 годы"
Государственный заказчик Минсельхозпрод России
программы
Основные разработчики Минсельхозпрод России,
программы Минздравмедпром России,
Российская академия
сельскохозяйственных наук
Цель и задачи программы, создание материально-технической
важнейшие целевые базы по производству специальных
показатели продуктов питания для детей раннего
возраста и повышение уровня
обеспечения населения этими
продуктами
Сроки и этапы реализации 1996-1997 годы
программы (подпрограмм)
Перечень подпрограмм научно-техническая подпрограмма "Детское
питание"
Исполнители подпрограмм и Минсельхозпрод России,
основных мероприятий Минздравмедпром России,
программы Минфин России, Минэкономики России,
МВЭС России, Минсоцзащиты России,
Госстандарт России, Роскомторг,
Госкомсанэпиднадзор России,
Миннауки России, Роскомрыболовство,
Минатом России, Госкомоборонпром
России, Российская академия
сельскохозяйственных наук,
Российская академия наук
Объемы и источники 658,6 млрд. рублей из средств
финансирования программы федеральных бюджетов на
1996 и 1997 годы, в том числе
на 1996 год 244,37 млрд. рублей
(в ценах 1996 года)
предусматривается привлечение средств
бюджетов субъектов Российской Федерации,
собственных и заемных средств
предприятий, зарубежных кредитов,
банковских кредитов, частных инвесторов
и других внебюджетных источников
Ожидаемые конечные создание материально-технической базы
результаты реализации современного промышленного производства
программы продуктов для детского питания с
использованием отечественного
оборудования, сырья и материалов,
стабилизация работы
действующих предприятий, обновление
ассортимента, повышение качества
специальных продуктов для детей раннего
возраста и обеспечение в основном спроса
населения на эти продукты
Система организации Минсельхозпрод России совместно с
контроля за исполнением Минэкономики России, Минфином России и
программы другими заинтересованными министерствами
и ведомствами
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Рациональное питание является одним из важнейших факторов сохранения здоровья детей, их гармоничного физического и умственного развития, обеспечения устойчивости растущего организма ребенка к воздействию негативных факторов внешней среды.
По данным Минздравмедпрома России, более половины детей в возрасте до 3 лет не получают питание в необходимых объемах. Несбалансированность питания привела к тому, что у 60 процентов детей раннего возраста наблюдаются проявления рахита, гипотрофии, аллергодерматозов, более 7 процентов - страдают анемией. Увеличивается число детей, нуждающихся в искусственном вскармливании. В 1994 году их количество достигло 60 процентов от общего числа детей первого года жизни.
Проводимые в 1991-1995 годах мероприятия по улучшению обеспечения детей раннего возраста специальными продуктами питания не решили эту проблему. Сохраняется острый недостаток таких продуктов отечественного производства. В то же время действующие предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям, сопровождаемым распадом централизованной системы поставок детского питания и снижением покупательной способности населения, оказались в сложном финансовом положении, что сдерживает возможность их эффективной деятельности. Сократилась выработка сухих молочных смесей, мясных и плодоовощных консервов для детей раннего возраста.
В связи с изменившейся экономической и демографической ситуацией в стране, ограничением бюджетных инвестиций приостановлены строительство и реконструкция ряда специализированных предприятий по производству детского питания.
Не завершены работы по созданию отечественного технологического оборудования для производства продуктов детского питания, что сдерживает возможность обновления техники на действующих предприятиях и ввод в эксплуатацию строящихся объектов.
Не в полной мере отвечают потребности ассортимент и качество выпускаемых продуктов детского питания, нуждается в совершенствовании система обеспечения населения этими продуктами.
Для решения социально значимой проблемы обеспечения детей раннего возраста специальными продуктами питания необходима государственная поддержка на федеральном уровне.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главной целью программы является обеспечение физиологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание и освоение нового технологического оборудования для производства детского питания;
развитие материально-технической базы отрасли за счет технического перевооружения и реконструкции действующих и строительства новых специализированных предприятий;
создание сырьевой базы для производства экологически чистых продуктов детского питания;
разработка и освоение промышленного производства нового поколения современных продуктов питания для здоровых и больных детей;
повышение качества и безопасности продуктов детского питания;
совершенствование системы обеспечения потребителей продуктами детского питания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание и модернизация технологического оборудования
для производства продуктов детского питания
Предусматривается решение ключевой задачи по созданию и освоению серийного производства отечественного оборудования для производства детского питания на молочной, мясной, злаковой и плодоовощной основах.
В разработке и изготовлении этой техники участвуют более 80 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов военно-промышленного комплекса и гражданского машиностроения.
В настоящее время завершена разработка конструкторской документации практически на все основные виды оборудования. Свыше 100 опытных образцов машин изготовлено, часть из них отгружена на промышленные предприятия и прошла производственные испытания.
В 1996-1997 годах предстоит завершить работы по созданию и освоению серийного производства 20 комплектов и линий (более 350 машин и аппаратов) для выработки жидких и пастообразных молочных продуктов, творога, зерномолочных продуктов, мясных паштетов, включая оборудование для выпуска детских молочных продуктов в условиях малых производств (на молочных кухнях). Весь комплекс работ по созданию новой техники для производства детского питания объединяется в подпрограмму, разрабатываемую Минсельхозпродом России, Госкомоборонпромом России и Минатомом России. Вопросы финансирования подпрограммы из федерального бюджета уточняются ежегодно с Минэкономики России и Миннауки России.
Предусматривается также осуществить модернизацию технологического оборудования на ряде действующих предприятий.
Развитие материально-технической базы производства
продуктов детского питания
Предполагается завершить строительство, монтаж оборудования и обеспечить ввод мощностей в основном на пусковых объектах, имеющих высокую степень готовности. Главным образом это объекты федерального значения, продукция которых предназначена для поставки в регионы, не имеющие собственного производства. В этот период практически не предусматривается начало строительства новых объектов. Приоритет отдается техническому переоснащению ряда существующих производств с освоением и внедрением новых технологий и ассортимента продукции. В 25 крупных промышленных центрах России намечено техническое перевооружение молочных кухонь за счет дооснащения их вновь разрабатываемым технологическим оборудованием. Намечается ввод мощностей по производству специальных лечебных продуктов и продуктов направленного действия. Предусматриваются строительство и реконструкция предприятий по изготовлению современных видов тары и упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность и необходимую дозировку продукции.
Развитие сырьевой базы для производства
продуктов детского питания
В целях обеспечения действующих и строящихся предприятий детского питания экологически чистым сырьем определены специальные сельскохозяйственные зоны из 400 животноводческих и 140 плодо-овощеводческих хозяйств.
В 1996-1997 годах с помощью комплекса мер, включая экологический мониторинг территории Российской Федерации, предусмотрено продолжение работ по определению наиболее благоприятных зон производства санитарно-безопасного сельскохозяйственного сырья, проведению селекционных работ по улучшению поголовья скота молочного и мясного направлений, развитию специальных зон овощеводства, закладке новых плантаций садовых и ягодных культур, сертификации сырья и готовой продукции по показателям безопасности. Предусматриваются разработка и внедрение системы экономического стимулирования организации специализированных сырьевых зон.