+-----------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦ Дети-сироты ¦
+-----------------------------------------------------------------+
Наименование, дата и номер Указ Президента Российской
решения о разработке программы Федерации от 18 августа 1994 г.
N 1696 "О президентской программе
"Дети России" постановление
Правительства Российской
Федерации от 25 ноября 1994 г.
N 1299 "О разработке
президентской программы "Дети
России" на 1996-1997 годы"
Государственный заказчик Минобразование России
программы
Основные разработчики программы Минобразование России
Минсоцзащиты России
Минздравмедпром России
Цель и задачи программы, предупреждение социального
важнейшие целевые показатели сиротства психологическая
поддержка развития и социальная
адаптация детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей
нормативно-правовое обеспечение охраны
прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей проведение
научно-исследовательских работ в области
социальной адаптации ребенка-сироты
организация подготовки и
повышения квалификации кадров,
работающих с детьми-сиротами и
детьми, оставшимися без
попечения родителей
оснащение учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
средствами реабилитации,
укрепление их
материально-технической базы
строительство детских домов
информационное обеспечение и
управление программой
Сроки реализации программы 1996-1997 годы
Исполнители основных мероприятий Минобразование России
программы Минсоцзащиты России
Минздравмедпром России
Объемы и источники 309,997 млрд. рублей из средств
финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и
1997 годы, в том числе 85, 45
млрд. рублей на 1996 год (в ценах
1996 года)
Ожидаемые конечные результаты улучшение физического и
реализации программы психического здоровья
детей-сирот расширение сети
образовательных реабилитационных
учреждений нового типа,
обеспечивающих комплекс условий
для воспитания, развития и
обучения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей повышение качества
психологической, медицинской,
педагогической, социальной и
трудовой реабилитации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей полноценная интеграция
в общество детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей
Система контроля за исполнением Минобразование России совместно с
программы Минэкономики России, Минфином
России и другими
заинтересованными министерствами
и ведомствами
Характеристика проблемы
Необходимость разработки программы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.
Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей, лишенных родительского попечения, по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление), увеличивается число воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Организационная структура образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается традиционной и нуждается в создании новых форм устройства осиротевших детей. Отсутствие у детей-сирот связей с родственниками, другими взрослыми, недостаточные контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степень готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь.
Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда.
Дети-сироты, помещенные в детские дома, подопечные дети и их опекуны испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке.
Рост контингента воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение объемов ввода в эксплуатацию новых учреждений интернатного типа привели к превышению наполняемости групп и классов, нарушению установленных санитарно-гигиенических норм.
Резко снизился уровень материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Обострилась проблема обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, автотранспортом.