Инструкция
о порядке рассмотрения предложений, заявлений,
жалоб и организации приема граждан в органах,
учебных заведениях, внутренних войсках,
учреждениях, организациях и на
предприятиях МВД СССР
(Извлечение)
____________________________________________________________________
Не применяется в системе МВД России на основании
приказа МВД России от 4 декабря 2006 года N 987 и
с 1 февраля 2009 года на основании
приказа МВД России от 31 января 2009 года N 71
____________________________________________________________________
1.1. Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб* и прием граждан являются важным участком деятельности органов внутренних дел**, средством получения информации, одной из форм укрепления и расширения связи с массами. Чуткое и внимательное отношение к письмам трудящихся каждый работник органов обязан рассматривать как свой долг перед народом и партией.
________________
* Предложения, заявления и жалобы в дальнейшем будут именоваться письмами, если иное не будет оговорено специально.
** Для краткости органами внутренних дел именуются также учебные заведения и внутренние войска, учреждения, организации и предприятия МВД СССР, если иное не будет оговорено специально.
1.3. В работе с письмами и при приеме посетителей должны соблюдаться высокая культура обращения с гражданами, уважительное отношение к их запросам и мнениям.
1.4. Информацию, содержащуюся в письменных и устных обращениях граждан, необходимо использовать для дальнейшего укрепления правопорядка и социалистической законности, совершенствования деятельности органов внутренних дел.
1.5. Личную ответственность за организацию и состояние работы с письмами, приема граждан в органах внутренних дел несут их руководители.
2.1. Все поступившие письма граждан, работников органов внутренних дел должны быть зарегистрированы в секретариате (канцелярии) в день их поступления. На свободном от текста месте первой страницы письма ставится оттиск штампа органа внутренних дел, указываются дата поступления и регистрационный номер.
Регистрационный номер может быть дополнен другими обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск, анализ и сохранность писем, например, начальной буквой фамилии автора письма (А-700), кодом службы (1/720) и т.п.
Конверты, в которых поступили письма, сохраняются в течение всего периода их разрешения, после чего уничтожаются.
2.3. Повторные письма регистрируются так же, как и первичные. В правом верхнем углу карточки (в журнале) делается отметка "повторно". На свободном от текста месте первой страницы письма проставляется штамп "повторно".
2.4. Повторными считаются письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в которых:
2.4.1. Обжалуется решение, принятое по предыдущему письму, поступившему в данный орган внутренних дел.
2.4.2. Сообщается о несвоевременном разрешении предыдущего письма, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.
2.4.3. Указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего письма.
2.5. Руководитель органа внутренних дел обязан тщательно разобраться в причинах повторного обращения граждан. Если обращение вызвано нарушением установленного порядка рассмотрения или разрешения писем, принять соответствующие меры к виновным лицам.
2.6. Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные нескольким адресатам, которыми они пересланы для разрешения в орган внутренних дел, рассматриваются как самостоятельные письма и не должны учитываться как повторные.
2.7. Зарегистрированные письма незамедлительно передаются на рассмотрение, как правило, руководителям органа внутренних дел, которые обязаны определить порядок и сроки их разрешения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям. На тексте писем не следует учинять никаких надписей (резолюций, указаний и т.п.).
2.8. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
2.9. По каждому письму не позднее чем в пятидневный срок должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к своему производству; передаче на разрешение в подчиненный или другой орган внутренних дел; направлении по принадлежности в другое ведомство, если вопросы, поднятые в письме, не входят в компетенцию органов внутренних дел; приобщении к ранее поступившему письму. О направлении письма в другой орган внутренних дел или другое ведомство сообщается заявителю.
2.10. В случаях, когда в письме наряду с вопросами, относящимися к компетенции органов внутренних дел, поднимаются вопросы, подлежащие разрешению в других ведомствах, не позднее пятидневного срока в соответствующее ведомство направляется копия письма или выписка из него, о чем извещается заявитель.
2.12. Вся переписка по письмам ведется за номерами, присвоенными им при регистрации. Ответы на письма граждан направляются на бланках органа внутренних дел.
2.13. После окончания проверки и фактического исполнения принятого решения письмо вместе с перепиской возвращается в секретариат (канцелярию) органа внутренних дел с надписью "В дело" и подписью должностного лица, принявшего это решение.
3.1. Должностные лица органов внутренних дел при рассмотрении писем обязаны внимательно разбираться в их существе, при необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки изложенных в письмах обстоятельств, принимать другие меры для объективного разрешения поставленных авторами писем вопросов, выявления и устранения причин и условий, порождающих жалобы.
3.3. По результатам проверки письма составляется мотивированное заключение, которое должно содержать объективный анализ собранных материалов. Если при проверке выявлены нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, недостатки и упущения в деятельности органов внутренних дел, злоупотребления должностных лиц властью или служебным положением, в заключении должно быть указано, какие конкретно приняты меры по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, устранению недостатков и упущений и в отношении виновных лиц. Заключение подписывается лицом, производившим проверку, руководителем органа, структурного подразделения, руководством МВД, УВД.
3.4. Принимаемые по письмам решения должны быть обоснованными. Должностное лицо, признав просьбу (жалобу) подлежащей удовлетворению, обязано обеспечить своевременное и правильное исполнение принятого решения.
3.5. Письма, о результатах разрешения которых необходимо сообщать в партийные, советские органы, редакциям газет, журналов, радио и телевидения, берутся на особый контроль и разрешаются в первую очередь. В этих случаях на письмах и карточках проставляется штамп "Особый контроль".
Проведение проверок по таким письмам подчиненным органам, как правило, не поручается. Решения по результатам их проверок принимаются руководством органа внутренних дел, в который эти письма поступили. Этим же органом даются ответы в соответствующие инстанции, ведомства и авторам писем.
3.6. Заявления, жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган внутренних дел, обязанный разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Руководитель органа внутренних дел может установить сокращенный срок разрешения заявления или жалобы.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем органа внутренних дел или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение.
3.10. Срок разрешения писем исчисляется со дня поступления их в орган внутренних дел по день направления заявителям сообщения о результатах разрешения.
3.11. Разрешенными считаются письма, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны соответствующие действующему законодательству исчерпывающие ответы:
3.11.1. О полном или частичном удовлетворении просьбы и принятии мер органом внутренних дел по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3.11.2. Об отказе в удовлетворении изложенной в письме просьбы или о подтверждении решения, принятого по ранее рассмотренному письму.
3.11.3. О разъяснении порядка разрешения поставленных заявителем вопросов, которые не относятся к компетенции органов внутренних дел.
3.12. Ответы на письма дают руководители или другие уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел в письменной или устной форме с указанием принятых по письму мер или доводов отклонения жалобы. По просьбе граждан им разъясняется порядок обжалования принятого решения. В случае устного ответа составляется соответствующая справка, которая приобщается к материалам проверки письма. В карточке учета (журнале) делается отметка о том, что результаты проверки сообщены заявителю в личной беседе.
4.1. Прием граждан проводится во всех органах, учебных заведениях, частях и соединениях внутренних войск, учреждениях, организациях и на предприятиях МВД СССР, а также на заводах, фабриках, стройках, в колхозах, совхозах и по месту жительства населения.
4.2. Прием граждан проводится руководителями и другими должностными лицами органов внутренних дел, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции.
4.3. Прием должен проводиться в удобное для граждан время. При установлении этого времени учитывается распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности.
4.4. В органах внутренних дел прием проводится во все рабочие дни и один из общевыходных дней недели. Не менее двух раз в неделю прием граждан проводится в вечернее время. В дежурных частях органов внутренних дел граждане принимаются круглосуточно.
4.5. Руководящий состав министерств внутренних дел союзных и автономных республик, управлений внутренних дел крайоблисполкомов, управлений внутренних дел на транспорте, управлений лесных исправительно-трудовых учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, внутренних войск, организаций и предприятий МВД СССР обязан проводить личный прием граждан не реже двух раз в месяц. Руководители структурных подразделений этих органов и войск, их заместители, руководители остальных органов внутренних дел должны принимать граждан не реже одного раза в неделю; участковые инспектора милиции - не реже двух раз в неделю.
4.6. Для приема граждан в органах внутренних дел отводятся специальные комнаты (приемные), которые оборудуются необходимым инвентарем и обеспечиваются пособиями согласно перечню. Доступ в приемные должен быть свободным, без оформления пропусков.
4.7. Прием граждан по месту их работы и жительства проводится в помещениях, предоставляемых руководителями предприятий, строек, колхозов, совхозов. Участковые инспектора милиции принимают граждан в служебных помещениях на обслуживаемых участках и в общественных пунктах охраны порядка.
4.8. Графики приема посетителей в органах внутренних дел утверждаются руководителем органа внутренних дел. Графики приема граждан по месту жительства и работы согласовываются соответственно с местными Советами народных депутатов, администрацией предприятий, учреждений, организаций.
4.9. Объявления о приеме граждан с указанием фамилий должностных лиц, принимающих посетителей, времени и места приема вывешиваются в доступных для обозрения местах обслуживаемой территории и в помещениях органов внутренних дел. О приеме граждан по месту их работы и жительства должно быть объявлено не позднее чем за пять дней до приема.
4.10. По желанию посетителей может производиться предварительная запись на прием.
4.11. Прием граждан проводится в порядке очередности. Для ее соблюдения в приемных ведется список. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы и Трудовой Славы трех степеней, депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, местных Советов народных депутатов, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды труда I и II группы, беременные женщины и посетители с малолетними детьми принимаются вне очереди.
4.12. В приеме граждан с их согласия могут участвовать на общественных началах юристы, педагоги, журналисты и представители общественных организаций. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится.
4.13. Лицо, осуществляющее прием, для обеспечения квалифицированного решения поставленных посетителем вопросов может привлекать к их рассмотрению работников соответствующих подразделений органа внутренних дел или получать у них необходимую консультацию.
4.14. Прием иностранцев и лиц без гражданства проводится отдельно от советских граждан и не менее чем двумя работниками органа внутренних дел.
4.15. Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или совершенных преступлениях, а также о других событиях, требующих принятия немедленных мер.
4.16. Прием граждан проводится от имени органа внутренних дел. Начинается с предложения посетителю сообщить свою фамилию, имя и отчество, место жительства, работы и изложить сущность вопроса, с которым он обращается. Если с этим вопросом гражданин уже обращался в данный орган, перед началом беседы изучаются имеющиеся материалы.
При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме.
4.17. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема.
4.17.1. Удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения.
4.17.2. Отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения.
4.17.3. Принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить свою просьбу, оказать ему в этом необходимую помощь.
4.18. Если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию органов внутренних дел, то ведущий прием разъясняет ему, в какое ведомство (организацию или учреждение) следует обратиться, и по возможности оказывает необходимое содействие в этом.
4.19. Руководство органа внутренних дел обязано обеспечить прием всех граждан в день их обращения. Несвоевременное начало приема или прекращение его ранее установленного времени недопустимо.
5.1. Письменные и устные обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания должны систематически анализироваться и обобщаться в целях своевременного выявления причин, порождающих нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органов внутренних дел. Особое внимание должно быть обращено на устранение причин, вызывающих повторные и коллективные жалобы, а также вынуждающих граждан обращаться в центральные ... органы, редакции газет и журналов по вопросам, которые могут и должны разрешаться на местах.
5.2. По результатам анализа, обобщения составляется справка обзор или информационное письмо с конкретными предложениями по дальнейшему совершенствованию организации работы с письмами и приема граждан.
5.3. Результаты анализа, обобщения рассматриваются на заседании коллегии, совещании - семинаре, оперативном совещании при руководителе органа внутренних дел или структурного подразделения, используются при проведении проверок в подчиненных органах (подразделениях), разработке мер по улучшению охраны правопорядка и усилению борьбы с правонарушениями, совершенствованию оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел.
6.1. Руководитель органа внутренних дел осуществляет контроль за работой с письмами и приемом граждан лично, через своих заместителей, руководителей структурных подразделений и секретариат (канцелярию).
В этих же целях в каждом органе внутренних дел создается постоянно действующая комиссия по работе с письмами граждан, возглавляемая одним из руководителей органа, структурного подразделения. Комиссия работает планово, не реже одного раза в квартал она проверяет работу с письмами и по приему граждан. На основе изучения материалов разрабатывает и вносит предложения о мерах по совершенствованию этой работы, устранению причин и условий, порождающих жалобы.