4.1. Оптовый продовольственный рынок может иметь организационно-правовую форму государственного и муниципального унитарного предприятия, хозяйственного товарищества (различных видов), хозяйственного общества, кооператива.
4.2. Выбор организационно-правовой формы ОПР зависит от формы собственности и состава учредителей, должен учитывать конкретную социально-экономическую ситуацию.
Создание цивилизованных оптовых продовольственных рынков задача государственных и муниципальных органов власти, что предопределяет выбор организационно-правовой формы государственного или муниципального унитарного предприятия.
4.3. Предпочтительной организационно-правовой формой ОПР является акционерное общество, основанное на объединении имущества и финансовых средств, находящихся в частной, муниципальной и государственной собственности, а также в собственности долевой, совместной, общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан.
4.4. Преимущества в указанной организационно-правовой форме связываются с имущественными отношениями. В отличие от различного вида товариществ и кооперативов акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров. При выходе из общества акционер может лишь продать свой пакет акций, что не отражается на финансово-хозяйственной деятельности ОПР.
Для укрепления своего финансового положения акционерное общество может осуществлять дополнительную эмиссию акций, выпуск ценных бумаг (облигаций, сертификатов).
4.5. В зависимости от степени концентрации и специализации производства, объемов товарооборота, организационно-правовой формы предприятия учредителями ОПР могут выступать: агропромышленные комбинаты, мясокомбинаты, предприятия-холодильники, специализированные автотранспортные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, отделения банков, АККОР, потребкооперация, фермерские хозяйства, объединения личных подсобных хозяйств, колхозные рынки, агроснабы, предприятия розничной торговли, общественного питания, другие юридические и физические лица.
Зарубежный опыт функционирования ОПР Франции, Испании, Японии и др. показывает, что не менее 51 процента акций должно принадлежать государству: республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным образованиям.
Вклад их в уставный фонд может быть представлен: правом пользования землей, зданиями, сооружениями, рыночной инфраструктурой, средствами связи и др.
В этом случае государственные органы управления, сохраняя право собственности на землю, позволяют использовать имеющиеся средства в интересах своего региона и потребителей ОПР, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей.