Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 ноября 1996 года N 344

Об утверждении типового положения о структурных
подразделениях подведомственных высших учебных заведений,
осуществляющих дополнительное профессиональное образование
(повышение квалификации) преподавателей высших и
средних специальных учебных заведений

(с изменениями на 23 августа 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483.
____________________________________________________________________

     

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и руководствуясь Постановлением Госкомвуза России от 10 апреля 1996 года N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.

2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до 1 февраля 1997 года на заседаниях ученых советов (советов) образовательных учреждений вопрос о состоянии и мерах улучшения работы по дополнительному профессиональному образованию педагогических работников и о результатах проведенной работы сообщить в отдел повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Безлепкина В.В.).

Первый заместитель Министра
общего и профессионального
образования Российской Федерации
В.М.Жураковский

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства общего и
профессионального образования
Российской Федерации
от 20 ноября 1996 года N 344

Типовое положение
о структурных подразделениях подведомственных высших учебных
заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование
(повышение квалификации) преподавателей высших и
средних специальных учебных заведений

(с изменениями на 23 августа 2000 года)

Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.

I. Общие положения

1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации) преподавателей понимается целенаправленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства.

Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности.

Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей. Их должностные перемещения, установление соответствующего размера заработной платы находятся в прямой зависимости от результатов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений.

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.

В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вводится система прогнозирования и планирования должностного роста преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва.

2. Дополнительное профессиональное образование преподавателей включает в себя следующие основные виды обучения: педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации, стажировку (пункт в редакции приказа Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

3. Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется на непрерывной основе. Обучение по различным образовательным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Периодичность прохождения преподавателем повышения квалификации или других видов дополнительного профессионального образования устанавливается руководителем образовательного учреждения на основе представления кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом интересов преподавателей.

При направлении на повышение квалификации, педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и стажировку преподаватели могут участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного прохождения дополнительного профессионального образования преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих для этих целей соответствующие структурные подразделения, к которым относятся (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию):

центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей (абзац в редакции приказа Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию);

факультеты повышения квалификации преподавателей.

Центр педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей - структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации и повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирование культуры личности (абзац в редакции приказа Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений - структурное подразделение вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавателей в области научно-профессиональных знаний на основе современных технологий обучения и развивающих методов в образовательных процессах.

Деятельность указанных структурных подразделений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную переподготовку, профессиональную переподготовку для получения дополнительной квалификации преподавателей подведомственных высших и средних специальных учебных заведений (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

5. Структурные подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей (далее структурные подразделения) организуются в ведущих вузах, располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по решению ученых советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие в своем составе структурные подразделения педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей, обеспечивают необходимые условия для их работы, создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный фонд и места для проживания в общежитии (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

6. Общими задачами структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование преподавателей, являются:

организация и проведение повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений;

обновление и углубление знаний преподавателей в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования;

освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры преподавателя;

проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения;

разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий;

проведение научных исследований по актуальным проблемам педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию);

реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами;

организация обмена опытом в области дополнительного профессионального образования преподавателей.

Помимо перечисленных задач институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей осуществляют (абзац дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию):

разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;

экспериментальные исследования в области новых форм и методов дополнительного профессионального образования преподавателей;

консультационную деятельность.

7. Методическое руководство учебной работой, научными исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

8. Структурные подразделения проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными заведениями.

9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений производится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

10. На основании настоящего Типового положения образовательное учреждение, в котором организовано структурное подразделение, разрабатывает соответствующее положение о нем, которое утверждается руководителем образовательного учреждения.

II. Организация деятельности структурных подразделений

1. Деятельность структурных подразделений регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, уставом вуза и настоящим Приказом.

2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема слушателей на обучение, устанавливаемыми на основе государственного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

При наличии кадровых и материальных резервов структурные подразделения могут организовывать обучение по прямым договорам с образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими лицами.

3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и обязанности слушателей и работников регулируются Типовым положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п.26).

III. Учебная, научно-методическая и научная деятельность

1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации, повышение квалификации и стажировка преподавателей проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (пункт дополнен приказом Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

2. Сроки и формы педагогической подготовки, профессиональной переподготовки, профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации и повышения квалификации преподавателей устанавливаются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, с учетом внесенных в него изменений и дополнений (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213) (пункт в редакции приказа Минобразования России от 23 августа 2000 года N 2483 - см. предыдущую редакцию).

3. Учебные планы и образовательные программы разрабатываются структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях научно-методических советов (советов) и утверждаются руководителем высшего учебного заведения.

4. Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется штатными преподавателями, а также привлекаемыми в установленном порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами других образовательных учреждений и организаций.

5. Численность педагогического персонала структурных подразделений определяется исходя из среднегодового контингента слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.

6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, собеседования, тематические дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40-50 минут.

7. Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.

Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.

Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»