ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке работы по разграничению предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления
части своих полномочий федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
(с изменениями от 25 ноября 1996 года)
1. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
2. Предварительное рассмотрение вопросов подготовки договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - договоры, договор), их правового обеспечения осуществляет Комиссия при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется - Комиссия).
3. Основными задачами Комиссии являются:
организация и проведение экспертизы проектов договоров и соглашений, а также конституций (уставов) и иных законов соответствующих субъектов Российской Федерации, представление заключений на них Президенту Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года N 1593, - см. предыдущую редакцию);
обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с подготовкой и заключением договоров и соглашений о разграничении полномочий;
участие в разработке проектов законодательных и других нормативных правовых актов о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
разработка предложений по контролю за соблюдением соответствующими сторонами принятых обязательств, предусмотренных заключенными договорами и соглашениями, а также контролю за выполнением решений Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
По вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации, Комиссия в установленном порядке вносит соответствующие предложения.
4. При работе над проектами договоров и соглашений Комиссия исходит из следующих положений:
принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами;
договором разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти конкретного субъекта Российской Федерации;
договор не может устанавливать либо изменять конституционный статус субъекта Российской Федерации;
в договоре не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации;
в договоре с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, не участвовавшего в подписании Федеративного договора либо вновь образованного, может содержаться полный перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации;
в договоре могут быть определены предметы совместного ведения, обусловленные географическими, экономическими, социальными, национальными и иными особенностями конкретного субъекта Российской Федерации;
после подписания договора могут заключаться являющиеся его составными частями соглашения о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в договоре, если эти полномочия не установлены федеральным законом;
не подлежат передаче полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению гарантий сохранения основ конституционного строя Российской Федерации, равноправия субъектов Российской Федерации, равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации, а также иные полномочия, если их передача ведет к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
5. Подготовка проектов договоров и соглашений осуществляется в следующем порядке:
проекты договора и соглашений с заключением о соответствии конституции (устава) и иных законов субъекта Российской Федерации, являющихся правовой базой для таких договоров и соглашений, Конституции Российской Федерации и федеральным законам вносятся в Комиссию высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, уполномоченным конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации внутри страны (далее именуется - уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации) (абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года N 1593, - см. предыдущую редакцию);
по поручению председателя Комиссии федеральные органы исполнительной власти в 10-дневный срок обязаны представить в Комиссию свои заключения и предложения по проектам договора и соглашений, а также по конституции (уставу) и иным законам субъекта Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 11 декабря 1996 года Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 1996 года N 1593, - см. предыдущую редакцию);
Комиссия представляет договор Президенту Российской Федерации вместе со своим заключением;
Комиссия представляет проекты соглашений Председателю Правительства Российской Федерации вместе со своим заключением;
договор подписывает Президент Российской Федерации и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации;
соглашения подписывают Председатель Правительства Российской Федерации и уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации.
6. Комиссия рассматривает также соглашения:
о передаче федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам;