(с изменениями на 28 ноября 1997 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
совместного приказа Минфина России, Росстата, Банка России, Минтранса России
от 23 сентября 2020 года N 941/5560-У/568/384
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78.
____________________________________________________________________
Настоящая инструкция утверждена в соответствии с действующим законодательством и является обязательной для всех государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и учреждений.
Инструкцией устанавливается следующий порядок расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом.
1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за перевозки грузов, транспортно-экспедиционные и другие операции и услуги производятся грузоотправителями или грузополучателями и другими заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР, Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом и правилами их применения, утвержденными в установленном порядке и настоящей инструкцией.
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-т согласно приложению N 1.
____________________________________________________________________
Приложения NN 1, 4, 5 (формы первичной учетной документации NN 1-Т, 4-С, 4-П) к инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" утратили силу на территории Российской Федерации - постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78.
____________________________________________________________________
Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-т.
Перевозка грузов в международном сообщении, выполняемая с участием грузовых автостанций или других предприятий автомобильного транспорта общего пользования, на которые возложена организация междугородных перевозок грузов, осуществляется при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 2-тм согласно приложению N 2.
3. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов форма товарно-транспортной накладной и порядок ее заполнения устанавливаются Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.
4. Перевозка автомобильным транспортом личных вещей и грузов граждан осуществляются по путевому листу с приложением к нему квитанций (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик_1.
____________________
_1 В соответствии с п.12 ст.15 Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", принятого Верховным Советом СССР 19 ноября 1986 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, N 47, ст.964), допускается транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей и других транспортных средств.
5. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными. Это требование распространяется на все виды перевозок грузов, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, при сборе вторичного сырья предприятиями и организациями Госснаба СССР.
При работе автотранспорта по повременной оплате в товарно-транспортных накладных заказчиком наносится штемпельная надпись "Почасовая".
6. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей по автомобилям, работающим по сдельным тарифам, также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы.
По автомобилям, работающим по повременным тарифам, объем перевозок грузов в тоннах и тонно-километрах не учитывается.
Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. *6.3)
7. В тех случаях, когда в товарно-транспортной накладной в разделе "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, в качестве товарного раздела к товарно-транспортной накладной должны прилагаться, как неотъемлемая ее часть, специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет.
В этих случаях в товарно-транспортной накладной указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой товарно-транспортная накладная считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных перевозок и начисления заработной платы водителю.
8. По товарно-транспортной накладной формы N 10т оформляется перевозка грузов и нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера.
9. Товарно-транспортные накладные являются документом строгой отчетности, изготавливаются типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждого грузополучателя в отдельности.
10. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
11. Перевозка однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза могут оформляться одной товарно-транспортной накладной суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.
Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых: первый - остается у грузоотправителя; второй - у водителя; третий - у грузополучателя.
При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.
При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная, подлежат уничтожению.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортный накладные.
12. При определении объема перевезенного груза по геодезическому замеру аккордно группой автомобилей по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию товарно-транспортную накладную на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление товарно-транспортной накладной на вывоз груза должно производиться не реже двух раз в месяц.
13. Порядок изготовления, учета и заполнения форм товарно-транспортных накладных устанавливается согласно приложению N 3.
14. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист.
Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером.
Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложениям N 4, 5, 6, 7.
15. Все государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации и учреждения, имеющие как собственные, так и арендованные грузовые автомобили, обязаны при выпуске автомобиля на линию выдавать водителю путевой лист соответствующей формы.
Выпуск грузового автомобиля на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается.
16. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортных накладных.
Лица, ответственные за оформление товарно-транспортных накладных, устанавливаются руководителями предприятий, организаций и учреждений.
17. К путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные накладные, оформленные надлежащим образом.
Запрещается включать в отчет о выполненных объемах перевозок и в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными, за исключением перевозок, указанных в п.5 настоящей инструкции.
Применение форм товарно-транспортных накладных и путевых листов неустановленной формы не допускается.
18. Предприятия, организации и учреждения - грузоотправители (грузополучатели) и автотранспортные предприятия и организации обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки фактически перевезенного количества груза с количеством груза, предъявленного к оплате за перевозку, а также сверять расстояние перевозок.
Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных накладных, а автотранспортные предприятия и организации - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.
Сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам, утвержденным ими по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями).
19. Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел N 25 "Прочие поступления".
Кроме того, автотранспортные предприятия и организации, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах расстояние перевозки и класс перевозимого груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) излишне полученную провозную плату, а предприятия - грузоотправители и грузополучатели, неправильно указавшие в товарно-транспортных документах вес 9массу) перевозимого груза и количество грузовых мест, возмещают автотранспортным предприятиям излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.
О фактах выявленных приписок за проверенный период участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объемы перевозок грузов, прибыли и другим технико-экономическим показателям.
20. Лица. ответственные за оформление товарно-транспортных накладных, несут персональную ответственность за достоверность указанных в этих документах данных.
21. За неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов работ по перевозке грузов, и несоблюдение установленного порядка сверки выполненных объемов перевозок работники, на которых возложено осуществление таких функций, и должностные лица, ответственные за организацию этой работы, лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год.
22. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате приписки невыполненного объема работ по перевозке грузов, возмещают этот ущерб в порядке, установленном действующим законодательством.
23. Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 января 1985 г.
24. С введением в действие настоящей инструкции считать утратившими силу инструкции Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 28 декабря 1977 г. N 94/30/26/7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом"* и от 21 марта 1979 г. N 37-15/72/051/17/8 "О порядке оформления товарно-транспортных документов при междугородных перевозках грузов".
--------------
* См. с.572-576 1 вып. 7 сборника (1981г.)
Приложение N 1
Типовая междуведомственная
форма N 1-т
____________________________________________________________________
Приложение N 1 (форма первичной учетной документации N 1-Т)
утратило силу на территории Российской Федерации на основании
постановления Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78.
____________________________________________________________________
Приложение N 2
Ведомственная форма N 2-тм
УТВЕРЖДЕНА
Минфином СССР и ЦСУ СССР
1983 года
Междугородное автомобильное Договор N _____________
сообщение Заказ N _______________
График N ______________
Место для штампа Иметь такелажа ________
_______________________
┌——————‰
ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ __________________ N │ │
(серия) ├——————┤
"____" ____________ 19 __ г. │ │
Срок доставки груза Автомобиль _______________ к путевому листу N ├——————┤
(марка, гос. N) │ │
" " ___________ 19__ г. │ │
Автопредприятие ______________________ Маршрут N ├——————┤
(наименование) │ │
│ │
Водитель ___________________________________ Вид перевозки ____ Код ├——————┤
(Ф.И.О.) │ │
Заказчик (плательщик) _________________________________________ Код ├——————┤
(наименование) │ │
Переадресовка _________________ 1. Прицеп __________________ Гар. N ├——————┤
(наимен. и адрес (гос. N) │ │
нового грузополучат., │ │
подпись отв. лица) │ │
_______________________________ 2. Прицеп __________________ Гар. N └——————…
(гос. N)
Пункт отправления _________________ Пункт назначения _______________________
Отправитель, его почтов. адрес ____ Получатель, его почтов. адрес __________
Телефон ______ Склад работает _____ Телефон ______ Склад работает __________
Автомобиль подать _________________ Автомобиль подать ______________________
Расчет с плательщиком производит ___________________________________________
(наименование и адрес УТЕП)
┌——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————‰
│ Сведения о грузе (заполняется грузоотправителем) <*> │
├——————————————————————————————┬————————————————┬—————┬————┬————————————┬——————┬—————┬—————————┤
│Наименование продукции, товара│С грузом следуют│ Вид │Кол.│Способ опре-│ Код │Класс│ Масса │
│(груза) или номера контейнеров│ документы │упак.│мест│делен. массы│ груза│груза│брутто, т│
├——————————————————————————————┼————————————————┼—————┼————┼————————————┼——————┼—————┼—————————┤
│ 3 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │
├——————————————————————————————┼————————————————┼—————┼————┼————————————┼——————┼—————┼—————————┤