Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 18 октября 1993 года N 12-248


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке применения  нормативов накладных
расходов в строительстве


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические рекомендации определяют порядок применения нормативов накладных расходов на строительные и монтажные работы при исчислении сметной стоимости строительной продукции для всех участников инвестиционного процесса независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.

1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:

- укрупненные нормативы по основным видам строительства;

- нормативы по видам строительных и монтажных работ;

- нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, введенные в действие с 01.01.91 для определения базисной стоимости строительства;

- индивидуальные нормы накладных расходов для конкретных строительных, монтажных и ремонтно-строительных организаций.

1.4 При определении величины накладных расходов рекомендуется использовать следующие методические документы:

- Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12);

- Методические рекомендации по определению затрат на строительство временных зданий и сооружений, дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, затрат на содержание заказчика-застройщика и технического надзора, прочих работ и затрат при определении стоимости строительной продукции (письмо Минстроя России от 03.11.92 N БФ-925/12);

-Методические рекомендации по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации, определении свободных (договорных) цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы (письмо Госстроя России от 31.05.93 N 12-133);

- Инструкция о составе затрат, направляемых на потребление (письмо Госкомстата России от 13.10.92 N 6-3/124).


1.5. В отличие от прямых затрат накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:

- фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат;

- сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (базисная стоимость).

1.6. Подрядчик и заказчик в пределах действующих законодательных нормативных актов вправе самостоятельно, по согласованным расчетам, определять размер фонда оплаты труда рабочих, занятых в основной деятельности. При этом расчетная величина указанных средств в составе прямых затрат определяется, исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифных ставок, поощрительных выплат в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда, льгот, компенсаций и других выплат, подлежащих включению в фонд оплаты труда.

1.7. При использовании в качестве базисной сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 1.01.91, рекомендуется расчетную величину средств фонда оплаты труда рабочих определять путем умножения сметной заработной платы рабочих на индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих*.

1.8. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.

____________

* Особенности разработки и использования индексов цен изложен в Методических рекомендациях по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной докуменации от 31.05.93 N 12-133.

2. ПРИМЕНЕНИЕ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УКРУПНЕННЫХ НОРМАТИВОВ
НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ
СТРОИТЕЛЬСТВА И НОРМАТИВОВ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И
МОНТАЖНЫХ РАБОТ

2.1. Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства рекомендуется применять заказчиками-инвесторами при определении стоимости строительства на основе укрупненных показателей и объектов-аналогов на стадии разработки ТЭО инвестиций, проектов (эскизных проектов), а также в процессе подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов. Порядок использования указанных нормативов приведен в нижеследующей таблице N 1:

+------------------------------------------------------------------+
¦Виды строительства     ¦Размер в ¦           Порядок              ¦
¦                       ¦% от фон-¦         использования          ¦
¦                       ¦да оплаты¦                                ¦
¦                       ¦труда ра-¦                                ¦
¦                       ¦бочих    ¦                                ¦
+-----------------------+---------+--------------------------------¦
¦         1             ¦    2    ¦                 3              ¦
+------------------------------------------------------------------+
ПРОМЫШЛЕННОЕ                102     Объекты производственного  наз-
                                   начения для всех отраслей народ-
                                   ного хозяйства,  кроме  объектов
                                   энергетического и сельскохозяйс-
                                   твенного строительства

ЖИЛИЩНО-ГРАЖДАНСКОЕ         106     Объекты    жилищно-гражданского
                                   назначения для всех отраслей на-
                                   родного хозяйства, кроме крупно-
                                   панельного  и   объемно-блочного
                                   жилищного строительства

КРУПНОПАНЕЛЬНОЕ И           170     Комплекс строительных работ  по
ОБЪЕМНО-БЛОЧНОЕ                    возведению  крупнопанельных объ-
ЖИЛИЩНОЕ                           емно-блочных жилых домов,  кроме
СТРОИТЕЛЬСТВО                      работ по нулевому циклу,  встро-
                                   енным и пристроенным помещениям,
                                   прокладки  внешних коммуникаций,
                                   благоустройства,      монтажных,
                                   электромонтажных,  слаботочных и
                                   внутренних санитарно-технических
                                   работ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ        105     Объекты сельского     хозяйства
                                   производственного назначения, за
                                   исключением   водохозяйственного
                                   строительства

ТРАНСПОРТНОЕ                 97     Объекты железнодорожного, морс-
                                   кого,  речного, автомобильного и
                                   воздушного транспорта

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОЕ            93     Объекты мелиорации,     включая
                                   сельхозводоснабжение

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ              104     ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты*

ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ              100

----------------

* Приведенные укрупненные нормативы накладных расходов используются в указанном порядке, кроме случаев, когда объекту соответствует норматив накладных расходов по конкретному виду работ.

2.2. Нормативы накладных расходов по видам строительства и монтажных работ, разработанные применительно к сборникам сметных норм и расценок, могут применяться на комплексы работ, приведенные в прил. 1.

2.3 Показатели накладных расходов по видам строительства, а также видам строительных и монтажных работ не учитывают следующие затраты:

- пособия, выплачиваемые работникам на основании судебных решений, в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;