Действующий

О федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (с изменениями на 30 декабря 2000 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Реформирование статистики
в 1997-2000 годах"

Наименование              - федеральная целевая программа
"Реформирование Программы   статистики
в 1997-2000 годах"

Дата принятия             - поручение Правительства
решения о разработке        Российской Федерации
Программы                   от 9 декабря 1995 г.
                            N АЧ-П5-38487

Государственные           - Государственный комитет
заказчики Программы         Российской Федерации по статистике,
                            Министерство экономики Российской
                            Федерации,
                            Государственный комитет Российской
                            Федерации по науке и технологиям

Основные разработчики     - Государственный комитет
Программы                   Российской Федерации по статистике,
                            Министерство экономики
                            Российской Федерации,
                            Государственный комитет Российской
                            Федерации по науке и технологиям
                            с участием других федеральных
                            органов исполнительной власти


Цель и задачи             - целью Программы является
Программы, важнейшие        завершение системного реформирования
целевые показатели          статистики для наиболее полного
                            удовлетворения потребностей
                            федеральных органов исполнительной
                            власти, органов исполнительной власти
                            субъектов Российской Федерации, других
                            потребителей в объективной
                            статистической информации о
                            социально-экономическом развитии
                            страны, регионов, отраслей и секторов
                            экономики и хозяйствующих субъектов.
                            Для достижения этой цели будут
                            реализованы задачи по формированию
                            системы показателей, адекватно
                            отражающей перемены в обществе и
                            реформируемой экономике,
                            внедрению государственных
                            статистических стандартов, выработаны
                            прогрессивные технологические подходы
                            к формированию государственных
                            статистических информационных ресурсов

Срок реализации           - 1997-2000 годы
Программы

Исполнители основных      - Государственный комитет Российской
мероприятий Программы       Федерации по статистике,
                            Министерство экономики Российской
                            Федерации,
                            Государственный комитет Российской
                            Федерации по науке и технологиям,
                            Министерство финансов Российской
                            Федерации, Государственная
                            налоговая служба Российской
                            Федерации,
                            Центральный банк Российской
                            Федерации, Министерство труда и
                            социального развития Российской
                            Федерации,
                            Государственный таможенный комитет
                            Российской Федерации,
                            Федеральное агентство
                            правительственной связи и
                            информации при Президенте
                            Российской Федерации, а также
                            другие федеральные органы
                            исполнительной власти, научные
                            организации

Объемы и источники        - объем финансирования Программы
финансирования              в 1997-2000 годах составит
Программы                   459,9 млрд. рублей,
                            в том числе в 1997 году - 35,3*
                            млрд. рублей (в ценах по
                            состоянию на 1 апреля 1996 г.).
                            Программа финансируется за счет
                            целевых ассигнований из
                            федерального бюджета

---------------

* Размеры затрат подлежат уточнению после утверждения федерального бюджета на 1997 год.

Ожидаемые конечные        - реализация Программы позволит
результаты реализации       на основе внедрения современных
Программы                   методологий в сфере статистики и
                            информационных технологий обеспечить
                            потребности в статистической информации
                            федеральных органов исполнительной
                            власти, органов исполнительной власти
                            субъектов Российской Федерации, средств
                            массовой информации, международных
                            организаций, населения, научной
                            общественности, коммерческих структур.
                            Во взаимодействии с федеральными
                            органами исполнительной власти с
                            использованием данных маркетинговых
                            исследований рынка информационных
                            услуг будет построена система
                            показателей и методология
                            статистического анализа
                            общественно-экономического развития
                            страны.
                            Будут внедрены в практику работы
                            органов государственной статистики
                            система мониторингов социально-трудовой
                            сферы и современные комбинированные
                            методы статистических наблюдений,
                            создана современная система
                            автоматизированной обработки
                            статистической информации,
                            заложены основы формирования
                            интегрированных государственных
                            информационных ресурсов, завершится
                            унификация исчисления основных
                            статистических показателей в
                            соответствии с методологией, принятой
                            в мировой практике, получат дальнейшее
                            развитие Единый государственный регистр
                            предприятий и организаций и
                            автоматизированная система
                            классификации технико-экономической и
                            социальной информации, обеспечивающая
                            межведомственную и международную
                            сопоставимость статистических данных,
                            будет модернизирована техническая и
                            программно-технологическая
                            база органов государственной статистики

Система организации       - контроль за реализацией Программы
контроля за                 осуществляют Государственный комитет
исполнением Программы       Российской Федерации по статистике,
                            Министерство экономики Российской
                            Федерации,
                            Государственный комитет Российской
                            Федерации по науке и технологиям

1. Содержание проблемы реформирования статистики
и обоснование необходимости ее решения

Мероприятия федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (далее именуется - Программа) являются продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие, укрупненные экономические счета, макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием государства.

Одновременно в таких областях, как здравоохранение, социальное страхование, народное образование, получила развитие отраслевая статистика.

Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления государством и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.

В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах необходимо:

на базе современной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности завершить создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений;

усилить интегрирующие функции органов государственной статистики в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;

сформировать единую методологическую основу для отраслевых систем статистической информации;

повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы;

обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных;

повысить программно-технологический и технический уровень системы, обеспечить необходимые условия труда работников органов государственной статистики.

2. Основные цель и задачи Программы

Основной целью Программы является завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

совершенствование статистической информационной базы в целях максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, формирования и ведения баз статистических данных федерального и регионального уровней, внедрение государственных статистических стандартов;

переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепление материально-технической базы органов государственной статистики, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации; повышение квалификации работников органов государственной статистики в соответствии с требованиями ее реформирования.

3. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.

Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.

Такое изменение позволит:

создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти, других пользователей статистических данных;

разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;

развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;