ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Реформирование статистики
в 1997-2000 годах"
Наименование - федеральная целевая программа
"Реформирование Программы статистики
в 1997-2000 годах"
Дата принятия - поручение Правительства
решения о разработке Российской Федерации
Программы от 9 декабря 1995 г.
N АЧ-П5-38487
Государственные - Государственный комитет
заказчики Программы Российской Федерации по статистике,
Министерство экономики Российской
Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по науке и технологиям
Основные разработчики - Государственный комитет
Программы Российской Федерации по статистике,
Министерство экономики
Российской Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по науке и технологиям
с участием других федеральных
органов исполнительной власти
Цель и задачи - целью Программы является
Программы, важнейшие завершение системного реформирования
целевые показатели статистики для наиболее полного
удовлетворения потребностей
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, других
потребителей в объективной
статистической информации о
социально-экономическом развитии
страны, регионов, отраслей и секторов
экономики и хозяйствующих субъектов.
Для достижения этой цели будут
реализованы задачи по формированию
системы показателей, адекватно
отражающей перемены в обществе и
реформируемой экономике,
внедрению государственных
статистических стандартов, выработаны
прогрессивные технологические подходы
к формированию государственных
статистических информационных ресурсов
Срок реализации - 1997-2000 годы
Программы
Исполнители основных - Государственный комитет Российской
мероприятий Программы Федерации по статистике,
Министерство экономики Российской
Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по науке и технологиям,
Министерство финансов Российской
Федерации, Государственная
налоговая служба Российской
Федерации,
Центральный банк Российской
Федерации, Министерство труда и
социального развития Российской
Федерации,
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации,
Федеральное агентство
правительственной связи и
информации при Президенте
Российской Федерации, а также
другие федеральные органы
исполнительной власти, научные
организации
Объемы и источники - объем финансирования Программы
финансирования в 1997-2000 годах составит
Программы 459,9 млрд. рублей,
в том числе в 1997 году - 35,3*
млрд. рублей (в ценах по
состоянию на 1 апреля 1996 г.).
Программа финансируется за счет
целевых ассигнований из
федерального бюджета
---------------
* Размеры затрат подлежат уточнению после утверждения федерального бюджета на 1997 год.
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит
результаты реализации на основе внедрения современных
Программы методологий в сфере статистики и
информационных технологий обеспечить
потребности в статистической информации
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, средств
массовой информации, международных
организаций, населения, научной
общественности, коммерческих структур.
Во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти с
использованием данных маркетинговых
исследований рынка информационных
услуг будет построена система
показателей и методология
статистического анализа
общественно-экономического развития
страны.
Будут внедрены в практику работы
органов государственной статистики
система мониторингов социально-трудовой
сферы и современные комбинированные
методы статистических наблюдений,
создана современная система
автоматизированной обработки
статистической информации,
заложены основы формирования
интегрированных государственных
информационных ресурсов, завершится
унификация исчисления основных
статистических показателей в
соответствии с методологией, принятой
в мировой практике, получат дальнейшее
развитие Единый государственный регистр
предприятий и организаций и
автоматизированная система
классификации технико-экономической и
социальной информации, обеспечивающая
межведомственную и международную
сопоставимость статистических данных,
будет модернизирована техническая и
программно-технологическая
база органов государственной статистики
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за осуществляют Государственный комитет
исполнением Программы Российской Федерации по статистике,
Министерство экономики Российской
Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по науке и технологиям
1. Содержание проблемы реформирования статистики
и обоснование необходимости ее решения
Мероприятия федеральной целевой программы "Реформирование статистики в 1997-2000 годах" (далее именуется - Программа) являются продолжением первого этапа реформирования российской статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Первый этап реформирования статистики был реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие, укрупненные экономические счета, макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием государства.
Одновременно в таких областях, как здравоохранение, социальное страхование, народное образование, получила развитие отраслевая статистика.
Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти для принятия ими управленческих решений, а также появление спроса на информацию со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. С выдвижением на первый план потребностей общества в актуальной информации реформирование статистики превратилось в средство реализации качественно новых задач, предполагающих достаточность статистических данных для управления государством и обеспечения информационных потребностей всех членов общества.
В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах необходимо:
на базе современной системы статистических показателей, методологии их расчета и методов сбора статистической отчетности завершить создание модели государственной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений;
усилить интегрирующие функции органов государственной статистики в общем процессе информационного отображения общественно-экономических явлений в стране;
сформировать единую методологическую основу для отраслевых систем статистической информации;
повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы;
обеспечить высокую оперативность и максимальную достоверность статистических данных;
повысить программно-технологический и технический уровень системы, обеспечить необходимые условия труда работников органов государственной статистики.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики и хозяйствующих субъектов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
совершенствование статистической информационной базы в целях максимального отражения общественных и социально-экономических явлений на основе развития системы статистических показателей, формирования и ведения баз статистических данных федерального и регионального уровней, внедрение государственных статистических стандартов;
переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепление материально-технической базы органов государственной статистики, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации; повышение квалификации работников органов государственной статистики в соответствии с требованиями ее реформирования.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей, совершенствование методов сбора отчетной информации, удешевление стоимости проведения статистических работ.
Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, следует перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.
Такое изменение позволит:
создать систему формирования информационных ресурсов в соответствии с потребностями органов государственной власти, других пользователей статистических данных;
разработать систему показателей и методов организации статистического наблюдения за юридическими лицами как хозяйствующими субъектами независимо от сферы их деятельности;
развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;