В компетенцию отдела ТС и ВК, согласно ст.10 ТК РФ, и закрепленную положением об отделе, как отмечалось выше, входят:
1) обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
2) взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
3) осуществление и совершенствование таможенного контроля;
4) обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Все выполняемые функции способствуют проведению таможенного контроля, который представляет собой совокупность мер за обеспечением соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства.
Определено ст.180 ТК РФ, что поскольку проверка документов на товары и транспортные средства является одной из форм таможенного контроля, то выполнение ее относительно отдела сводится к проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, правомочность которых закреплена ст.186 ТК РФ.
Несмотря на то, что формы и методы осуществления таможенного контроля по своему объему и значимости отличаются друг от друга, однако ОТС и ВК не ограничивается применением вышеперечисленных форм таможенного контроля, поскольку все они представляют единую систему контроля.
Аналогично валютному контролю организационная база проведения внешних проверок строится на указании ГТК РФ от 24.11.93 N 01-12/994 "О мерах по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД" с последующими дополнениями.
В соответствии с приказом ГТК России N 704 от 28.12.94 "Об увеличении штатной численности отделов ОТСиВК", сформирована группа по организации проверок участников ВЭД (аудит), которая специализируется на проведение целевых проверок с целью выявления нарушений таможенного и валютного законодательства в пределах компетенции отдела.
Работа по проведению проверок экспортно-импортных операций на предприятиях, в части контроля за правильностью определения ТС, осуществляется следующим образом:
- плановые проверки, которые проводятся на основании плана работы, утвержденного руководителем таможни, по фактам возможных нарушений таможенного законодательства, полученным в результате анализа "сомнительных" сделок, выявленных как в ходе таможенного оформления, так и из других источников оперативной информации;
- внеплановые проверки:
а) оперативные проверки, которые проводятся по факту выявления нарушений, или перепроверки имеющейся информации;
б) тематической проверки по заданию СЗТУ России и ГТК России.
Для расследования "сомнительных" сделок в ОТС и ВК заведен журнал "Мониторинг за экспортно-импортными операциями участников ВЭД", рекомендованный приказом ГТК РФ N 1 от 05.01.94. Данная сделка ставится на контроль с приложением всех необходимых документов, используемых в ходе декларирования. В настоящее время накоплено достаточно материалов по фактам сомнения в цене товара, по условиям оплаты, по предъявленным документам.
Данные сведения являются основанием для проведения последующих проверок участников ВЭД.
Однако, несмотря на неоднократные обращения, с таможенных постов практически не поступает материал по "сомнительным" сделкам, очень осторожно подходят к проведению корректировок ТС. Например, из общего количества корректировок в течение 1995 года - 170, таможенными постами было проведено только 15, в 1 кв. 1996 года - из 23 корректировок таможенными пунктами проведено 6 корректировок. Следует отметить, что в 1 кв. 1996 года в данном направлении наметились определенные сдвиги: сумма доначисленных таможенных платежей в результате корректировок, проводимых т/п, значительно увеличилась и составила 57,1 млн. руб., т.е. 83% от общей суммы доначисленных таможенных платежей.
Проверки проводятся по конкретным сделкам и после выпуска товаров в обращение силами отдела ТС и ВК и таможенных постов с привлечением сотрудников структурных подразделений правоохранительного блока в наиболее сложных случаях.
Организация и проведение плановых проверок осуществляется по следующей схеме (поэтапно):
1) сотрудник отдела знакомится с имеющимися в деле участников ВЭД материалами, формирует перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, определяет дату проведения контроля, при необходимости, согласовывая данный вопрос с руководителем предприятия;
2) проведение или документальных проверок, или проверок с выездом на предприятие, в ходе которых проверяется бухгалтерская, коммерческая и иная документация, имеющая отношение к проверяемой операции;
3) результаты проверки оформляются актом в 3-х экземплярах произвольной формы, подписывается должностными лицами таможни, участвующими в проверке, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия (организации).
Если выявляется правонарушение, предусмотренное Таможенным кодексом РФ, сотрудник отдела ТС и ВК заводит дело о нарушении таможенных правил;
4) по завершении проверки все материалы собираются в "досье", а результаты регистрируются в специальном журнале для последующего контроля и систематизации фактов нарушения таможенного законодательства.
Проверкам финансово-хозяйственной деятельности предшествует анализ контрактов внешнеторговой деятельности участников ВЭД, который в свою очередь позволяет выявить возможные нарушения таможенного и валютного законодательства РФ.
ОТС и ВК специализируется на проведении целевых проверок, связанных с основными направлениями работы отдела в области
- контроля за правильностью определения таможенной стоимости;
- валютного контроля за поступлением валютной выручки, поскольку комплексные проверки относятся к компетенции отдела таможенной инспекции.