Закон "О таможенном тарифе" и изданный в развитие этого Закона приказ ГТК России N 1 от 05.01.94 закладывают основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.
Действие порядка определения таможенной стоимости обязательно к применению всеми юридическими и физическими лицами, перемещающими товары через таможенную границу Российской Федерации в рамках торгового оборота, и действительно на всей территории РФ.
Поэтапное введение процедуры определения таможенной стоимости позволило, проанализировав и обобщив практику применения при подготовке приказа N 1, учесть накопленный опыт, избежать предыдущих ошибок, включить новшества, улучшающие практическое его использование.
Большое значение имеет тот факт, что приказом N 1 была дана возможность проводить в необходимых случаях корректировку таможенной стоимости и условного выпуска товаров, что способствовало введению в обиход таможенных органов новых таможенных документов, таких как ДТС-1 (ДТС-2), КТС-1 (КТС-2).
Приказ N 1 и все последующие документы, изданные в его развитие, уделяют большое внимание контролю за правильностью определения таможенной стоимости, поскольку она является:
- реальной базой (основой) для начисления таможенных пошлин, сборов и иных таможенных платежей;
- основой для определения стоимости товаров, в иных таможенных целях, величины взыскания штрафов и применения иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные ТК РФ;
- основой для ведения таможенной статистики, поскольку является базой для расчета статистической стоимости;
- базой для накопления и анализа всевозможной информации, необходимой для осуществления валютного контроля;
- основой для проверки обоснованности цены товара при бартерных сделках и контроле за эквивалентностью встречных товарных отправок.
Приказ по определению, оформлению и контролю за таможенной стоимостью является хорошо продуманным и рабочим документом. Если поначалу данный документ, как и любые законодательные новшества, воспринимался настороженно участниками ВЭД, то впоследствии появилось взаимопонимание. С помощью данного документа участники ВЭД стали грамотно и профессионально подходить к заключению контрактов.
На первом этапе введения данного приказа - отдел ТС и ВК в своей работе особое внимание уделяет профессиональной подготовке декларантов и крупных предприятий области, являющихся самостоятельными декларантами.
В последнее время предприятия предпочитают самостоятельно декларировать свою продукцию.
В отличие от профессионально подготовленных декларантов, представители предприятий при декларировании допускают технические и содержательные ошибки, допущенные вследствие незнания нормативных документов. Но в отдельных случаях, что бывает крайне редко, приходится сталкиваться с простым нежеланием клиентов понять обоснованные требования таможни по оформлению деклараций таможенной стоимости. Силами отдела ТС и ВК было проведено 2 семинара по методике определения таможенной стоимости товаров. Однако проведенный анализ показал, что наибольшие трудности возникают в части распределения расходов и расчетов сделки согласно "Инкотермс", и все технические ошибки, в основном связаны с разночтением "Международных правил толкования торговых правил - "Инкотермс".
Как правило, все фундаментальные нормативные приказы обычно освещают конкретные узкие вопросы. Так и приказ N 1 имеет узкую направленность, а именно, определение, оформление и контроль таможенной стоимости только в части ввозимых товаров. В приказе N 162 от 25.04.94 дается определение таможенной стоимости не только ввозимых товаров в режиме "Выпуска для свободного обращения", но и вывозимых товаров в таможенном режиме "Экспорта", хотя в соответствии с действующим законодательством порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается только Правительством РФ (ст.12 п.2 Закона).
По имеющимся сведениям ГТК России подготовлен проект постановления Правительства РФ по данному вопросу и направлен в Правительство для рассмотрения и принятия решения; а ТТУ и ГТК разработало проект методики определения таможенной стоимости вывозимых товаров.
Можно сказать, аналогично приказом N 795 от 29.12.95 уже введены понятия:
- корректировка таможенной стоимости после выпуска товаров в свободное обращение в связи с несоответствием ввозимого товара по количеству и качеству;
- корректировка вывозимых товаров.
Тем не менее нет официально утвержденного порядка данной процедуры, которая решается в каждом конкретном случае индивидуально с согласия ГТК России.
На практике корректировка таможенной стоимости вывозимых товаров производится:
- в единичных случаях только в ходе таможенного оформления с заполнением формы КТС (в основном случаи занижения транспортных расходов или изменение цены сделки за товар в зависимости от котировок на ЛБМ после выпуска товаров). Данная ситуация уже предусмотрена при составлении ежемесячного отчета по корректировке таможенной стоимости (1-ТСТ), представляемого в СЗТУ в электронном и текстовом виде,
- по итогам проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.
В соответствии с приказом N 162 от 25.04.94 заполнение граф 12 и 45, характеризующих величину таможенной стоимости, определено:
* для ввозимых товаров - в соответствии с Законом "О таможенном тарифе";
* для вывозимых товаров дано частное определение.
Действие приказа определяет правила заполнения ГТД на товары, заявленные в 2-х таможенных режимах из 17 существующих, несмотря на то, что 2 таможенных режима не определены Таможенным кодексом РФ ("Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом" и "Вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР").
Приказом N 343 от 05.07.94 дополнительно к приказу N 162 от 25.04.94 определены правила заполнения ГТД по остальным таможенным режимам (кроме 2-х вновь введенных таможенных режимов и режима "Уничтожения"). При заполнении гр.12, 45 определен порядок определения ТС, аналогично Приказу N 162 от 25.04.94. Однако отдельные таможенные режимы имеют свою специфику и особенности при определении ТС.