Заявление таможенной стоимости как ввозимых, так и вывозимых товаров производится в гр.12, 45 ГТД, а в отношении ввозимых товаров, заявленных в таможенных режимах, в соответствии с которыми товары подлежат таможенному обложению за исключением сборов за таможенное оформление, дополнительно в ДТС.
Декларация таможенной стоимости, являясь таможенным документом, представляется декларантом одновременно с Грузовой таможенной декларацией наряду с другими документами, подтверждающими достоверность заявленных сведений (пп.1, 2 ст.15 Закона) и без ДТС к таможенному оформлению документы не принимаются (п.2.1. Положения).
В соответствии со ст.174 ТК РФ в данном приказе впервые определен конкретный перечень основных и дополнительных документов, который должен представляться декларантом при заявлении сведений по таможенной стоимости (пп.1, 2 ст.15 Закона). Такая подробная детализация документов позволяет на практике своевременно снять необоснованные претензии со стороны клиентов, удостоверяющих достоверность заявленных сведений (пп.2.4. - 2.5. Положения).
Информация, используемая декларантом для заявления ТС, производится на основании данных, как представленных декларантом, так и имеющихся у таможенного органа. В соответствии со ст.16 ТК РФ и ст.14 Закона "О таможенном тарифе" эта информация представляет собой коммерческую тайну и является конфиденциальной.
ДТС, заполненная самостоятельно декларантом, кроме граф, предназначенных для отметок таможни, проверяется таможенным органом. Все заявленные декларантом сведения должны быть подтверждены документально (п.1 ст.15 Закона). Если таможенная стоимость определена правильно, в соответствии с выбранным методом и условиями поставки должностным лицом таможенного органа делаются соответствующие отметки в графах ДТС.
В ст.16 Закона "О таможенном тарифе" таможенным органам дано право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы ее определения в случаях:
- при отсутствии данных, подтверждающих правильность заявленной декларантом таможенной стоимости.
- при наличии достоверных оснований полагать, что заявлены недостоверные сведения.
- производить на основе вышесказанного корректировку в соответствии с настоящим Законом.
При этом акцент делается на корректировку таможенной стоимости товаров, определяемых по методу 2 (с идентичными товарами) и методу 3 (однородными товарами).
Корректировка в данном случае должна производиться с учетом расходов, регламентированных ст.19, т.е. по компонентам, ранее включенным в таможенную стоимость (ст.20 п.3, ст.21, п.2 Закона "О таможенном тарифе").
По остальным методам определения таможенной стоимости (4 - 6) понятие корректировки, как термина, отсутствует по тексту, тем не менее описание данных методов с учетом различных "вычитаний" из цены товара, "сложения" к цене товара и применения ценовой информации в качестве цены товара предполагает изменение первично заявленной таможенной стоимости, т.е. ее корректировку.
Более конкретно применение процедуры корректировки таможенной стоимости определено в приказе N 1 от 05.01.94, которая рассматривается с точки зрения ее завершенности в 2-х вариантах:
1. Корректировка таможенной стоимости в связи с окончательной таможенной оценкой.
2. Корректировка таможенной стоимости в связи с временной (условной) оценкой.
Пункт 2.9. Проводимая должностным лицом корректировка подразумевает изменение соответствующих граф декларации таможенной стоимости, при этом должностное лицо не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе декларанта вписывать какие-либо данные о заявленной таможенной стоимости, что аналогично регламентировано ст.176 ТК РФ, но в отношении грузовой таможенной декларации.
Поскольку ДТС является неотъемлемой частью ГТД, можно расценивать действие ст.176 и на декларацию таможенной стоимости.
Приняв документы к таможенному оформлению, все произведенные корректировки таможенной стоимости рассматриваются как таможенная оценка. О своем намерении произвести корректировку, в том числе на основании достаточно представленных сведений, должностное лицо обязано сделать расчет и соответствующие записи в специальной графе ДТС "Для отметок таможни", с указанием даты, подписи и оттиском личной номерной печати. На основании произведенной корректировки декларантом дополнительно производятся соответствующие изменения в графах ДТС, при этом допускается заполнение нового бланка при наличии большого количества исправлений. О своем согласии с исправлением декларантом заполняется графа "10.б.".
При отсутствии разногласий по корректировке таможенная стоимость считается скорректированной окончательно с заполнением формы корректировки таможенной стоимости (КТС-1, КТС-2), которая может быть заполнена как декларантом, так и должностным лицом таможенного органа.
При этом действие ст.176 ТК РФ в части изменений и дополнений и случае их применения рассматривается только относительно ГТД.
Не исключены варианты, когда декларант не согласен с корректировкой таможенной стоимости и с внесением изменений в ДТС, при этом оставляя за собой право отказаться от подписи на бланках ДТС. За клиентом оставлено право письменно запросить у таможенного органа разъяснения причин, по которым не принята заявленная им таможенная стоимость.
Данное право регламентировано п.3 ст.16 Закона "О таможенном тарифе" и разделом XIII ТК РФ "Обжалование и рассмотр решений, действий или бездействий таможенного органа и их должностных лиц". Права клиентов по данному вопросу не рассматриваются только в случаях временной условной оценки, когда предоставлена отсрочка для предоставления дополнительных документов на срок до 60 дней.
В практике работы Кандалакшской таможни был случай жалобы клиента по расчету временной (условной) таможенной оценки товаров, ввозимых для проведения в г.Кандалакша Чемпионата Европы по санному спорту и выставке-продаже товаров финских фирм. Материалы были направлены на рассмотрение в Отдел методологии и анализа таможенной стоимости ГТК РФ, который подтвердил правомочность принятых решений.
Независимо от сроков и вопросов обжалования клиент обязан во всех случаях произвести оплату всех начисленных (доначисленных) таможенных платежей, т.е. в соответствии со ст.119 ТК РФ - платежи уплачиваются до или одновременно с принятием ГТД. При этом согласно пункту 4 ст.15 Закона "О таможенном тарифе" увеличение срока таможенного оформления товара в связи с его корректировкой не может быть использовано декларантом для получения отсрочки по уплате таможенных платежей, и возникшие в результате этого дополнительные расходы клиентом оплачиваются самостоятельно. В п.2.10. Положения определены условия обеспечения уплаты начисленных таможенных платежей, что соответствует п.3 ст.15 Закона "О таможенном тарифе" и ст.122 ТК РФ:
- под залог имущества,
- под гарантии уполномоченного банка,
- с внесением сумм на депозит таможенного органа.
Отсутствие необходимых документов на дату таможенного оформления в подтверждение заявленной таможенной стоимости дает право должностному лицу таможенного органа произвести условную (временную) таможенную оценку товаров и запросить дополнительные сведения в пределах установленного срока (но не более 60 дней).
Данное право таможенного органа закреплено ст.174 ТК РФ, где в частности говорится, что для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, должностное лицо таможенного органа вправе запросить дополнительные сведения и установить сроки для их представления.