Недействующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной ... (с изменениями на 24.08.2002) (утратило силу)

Состояние проблемы и обоснование федерального статуса
Программы

Федеральная целевая программа "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (федеральная целевая программа "ЛИБТОН") (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 61 "О Министерстве Российской Федерации по атомной энергии" в части разработки программы создания в Российской Федерации замещающих производств, обеспечивающих независимое функционирование ядерного комплекса России.

Проблема создания в Российской Федерации крупномасштабного промышленного комплекса по добыче и производству лития, бериллия, тантала, ниобия и олова возникла в результате того, что ряд промышленных предприятий, традиционно производивших указанную продукцию, остался за пределами России.

Данные металлы широко используются в оборонной промышленности, атомной энергетике, а также при производстве товаров народного потребления:

литий - при производстве ядерных боеприпасов, легких сплавов, химволокна, электровакуумного стекла, керамики, синтетических каучуков и термопластов, химических источников тока;

бериллий - при производстве ядерных боеприпасов, систем наведения ракетной и космической техники, легких сплавов для авиационной и космической техники, керамических материалов для электронной промышленности, бериллиевой бронзы;

тантал - при производстве оборонной продукции, высокоэффективных конденсаторов;

ниобий -при производстве высококачественных низколегированных сплавов, сверхпроводящих материалов;

олово - в электротехнике и при производстве товаров народного потребления.

Литий, бериллий, тантал и ниобий распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р отнесены к стратегическим металлам. В связи с этим возникает проблема сохранения в России источника сырья для производства литиевого и бериллиевого концентратов. Отсутствие собственного бериллиевого производства ставит Россию в зависимость от импорта этой продукции. Для обеспечения отечественных потребителей данной продукцией за счет импорта потребуется более 800 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.

Руды основных российских месторождений содержат, как правило, в своем составе несколько элементов из рассматриваемой группы металлов, что приводит к необходимости комплексного подхода к решению задач их добычи и переработки (литий является в ряде случаев попутным продуктом при обогащении тантал- и ниобийсодержащих руд; олово является попутным продуктом при производстве почти всех остальных элементов и т. д.). Поэтому в основу выбора региона размещения "замещающих" производств положен принцип комплексного использования добываемых руд.

Забайкальский регион является единственной в России разрабатываемой рудной базой по производству литиевых и бериллиевых концентратов. Разведанные рудные запасы Забайкалья позволяют рассматривать его в качестве базы для организации производства лития и бериллия, а также тантала и ниобия при комплексной переработке руд.

Программа является основой стратегического развития Забайкальского региона от горнорудного до горно-металлургического комплекса предприятий редкометалльной промышленности, замещающего аналогичные производства, расположенные в Восточно-Казахстанской области, имеет общегосударственное значение и нуждается в государственной поддержке, так как создание в России новых производств, в частности бериллиевого завода, потребует значительных инвестиций.

Создание рудно-металлургического производства в Забайкалье откроет перспективу освоения разведанных сырьевых ресурсов Сибирского региона, даст возможность возобновить эксплуатацию ряда узкопрофильных рудников, прекративших свою работу из-за истощения запасов месторождений, в которых добывался только один вид сырья. Появится возможность привлечения высвобождающихся трудовых ресурсов России, русскоязычных переселенцев из ближнего зарубежья, сокращаемых из армии военнослужащих.

Реализация данной Программы в составе федеральных целевых программ положительно скажется на перспективе развития горнорудной промышленности не только Читинской области, но и Республики Бурятия. Будут разморожены значительные средства, вложенные Министерством Российской Федерации по атомной энергии в развитие Забайкальского горно-обогатительного комбината, - более 550 млрд. рублей (в ценах 1995 года), а также осуществлена расконсервация ряда узкопрофильных рудников, благодаря организации комплексной переработки сырьевых ресурсов Сибири, предусмотренной Программой.

Наряду с развитием сырьевой базы Программой в перспективе (после 2000 года) предусматривается реконструкция действующих передельных металлургических мощностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии, ориентированных на использование уникальных наукоемких технологий как для переработки комплексных руд и полупродуктов, так и для производства конечных продуктов, полупродуктов и изделий.

Базовым предприятием Забайкальского рудно-металлургического региона выбран Забайкальский горно-обогатительный комбинат, располагающий разведанной минерально-сырьевой базой лития, бериллия, тантала и ниобия как минимум на двадцатилетний период, а также горно-обогатительными производствами. У комбината имеются жилые поселки, автомобильные и железные дороги, водопровод, база стройиндустрии и высококвалифицированные кадры.

Государственная поддержка и дальнейшее развитие комбината в рамках Программы определит судьбу не только производственного персонала комбината, но и 32 тыс. жителей прилегающих рабочих поселков, так как в случае его остановки на создание альтернативных рабочих мест в условиях Забайкалья только для занятого в настоящее время промышленно-производственного персонала потребуется около 25 млрд. рублей (в ценах 1995 года).

Кроме того, затраты на консервацию действующих производств Забайкальского горно-обогатительного комбината составят 230 млрд. рублей (в ценах 1995 года), на содержание объектов жизнеобеспечения трех поселков (ТЭЦ, котельные, инженерные сооружения), остающихся в эксплуатации после закрытия комбината, 640 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.

Таким образом, общая оценка прямых экономических потерь составит 3445 млрд. рублей.