ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 1996 года N 1177
Об утверждении Концепции реформирования органов
и учреждений юстиции Российской Федерации
В целях укрепления системы органов и учреждений юстиции Российской Федерации, повышения их роли и ответственности при реализации правовой политики государства Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемую Концепцию реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 октября 1996 года N 1177
Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" с целью повышения роли и ответственности этих органов при реализации правовой политики государства.
Концепция основывается на действующих законодательных актах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы деятельности органов и учреждений юстиции, и учитывает ряд положений проектов федеральных законов "О судебной системе Российской Федерации", "О государственной регистрации юридических лиц", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об исполнительном производстве", "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" и других.
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач, вытекающих из конституционного принципа построения в Российской Федерации правового государства.
2. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности
В целях дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации:
по поручениям Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;
по поручениям Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о необходимости разработки законопроектов;
координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;
разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;
осуществляет юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;
проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти;
осуществляет работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации;
разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными федеральными законами и федеральными законами, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции Российской Федерации в настоящее время осуществляет:
контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;
государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.
В целях дальнейшего совершенствования работы, связанной с подготовкой и применением ведомственных нормативных правовых актов, необходимо предусмотреть в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" механизм, который позволит исключить исполнение ведомственных нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, и тем самым усилить контрольные функции Министерства юстиции Российской Федерации.
В настоящее время не существует единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие органы не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации юридических лиц противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом.
В связи с этим возникает необходимость создания в органах юстиции единой системы государственной регистрации на территории Российской Федерации юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.
В проекте федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривается создание федеральной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации и регистрационных палат органов юстиции субъектов Российской Федерации.
В законопроекте нашли отражение предложения Министерства юстиции Российской Федерации о расширении полномочий органов юстиции в части контроля за соответствием деятельности юридических лиц их уставным целям и задачам.
На Министерство юстиции предполагается возложить функции федераль ного органа исполнительной власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об актах гражданского состояния".
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время качество юридических услуг, предоставляемых гражданам и организациям, в целом неудовлетворительное.
Задача Министерства юстиции Российской Федерации состоит в активном использовании таких методов регулирования, как лицензирование права деятельности по предоставлению платных юридических услуг, аттестация юридического персонала, усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание.
Было бы целесообразно также восстановить полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по методическому руководству юридическими службами федеральных органов исполнительной власти.
К компетенции Министерства юстиции Российской Федерации можно было бы также отнести вопросы аккредитации иностранных юридических фирм на территории России. Соответствующие предложения включены в проект федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации".
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" на Министерство юстиции Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Вопросы совершенствования государственного регулирования в этой области, относящиеся к компетенции органов юстиции, предполагается предусмотреть в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации".
Законами "О судоустройстве РСФСР", "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами на Министерство юстиции Российской Федерации возложено организационное, кадровое и ресурсное обеспечение судебной деятельности.
В процессе осуществления судебной реформы и становления самостоятельной судебной власти был поднят вопрос о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которому должны быть переданы указанные функции.
Создание Судебного департамента потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, принятия федерального закона "О судебной системе Российской Федерации". В случае принятия этого закона предстоит осуществить ряд организационных мер по созданию системы новых органов, обеспечивающих судебную деятельность в Российской Федерации, передаче им соответствующих функций, изменению порядка финансирования и материально-технического обеспечения судов и т.п.
В связи с развитием альтернативных форм судопроизводства, в частности суда присяжных, третейских и мировых судов, Министерство юстиции Российской Федерации имеет в виду принять меры по оказанию содействия в решении этих вопросов.
Министерство юстиции Российской Федерации необходимо наделить полномочиями по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, которые в настоящее время возложены на судебных исполнителей, состоящих при судах. В целях повышения эффективности исполнительного производства с учетом современных требований предполагается создать в системе Министерства юстиции Российской Федерации институт государственных исполнителей (судебных приставов).
Эти предложения включены в проекты федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".
Новая система исполнения судебных решений позволит освободить судебную власть от несвойственных ей распорядительных функций, наделить государственного исполнителя (судебного пристава) правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов.
Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.
Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении такого контроля имеет право:
запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;
привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этим Указом Министр юстиции имеет право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Указом предусмотрена возможность в законодательном порядке решить вопрос о наделении органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, оскорблении судьи, народного или присяжного заседателя, о неисполнении судебного решения.
В соответствии с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России", Министерство юстиции Российской Федерации участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.
Министерство юстиции Российской Федерации организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно-исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.
Министерство юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.
Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке заключает соглашения с государствами - участниками СНГ о реализации договоренностей по вопросам правовой информации и подписывает соглашения об обмене правовой информацией.
В настоящее время статус органов юстиции не имеет четкого нормативного регулирования.
Министерство юстиции Российской Федерации предлагает в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" предусмотреть, что:
органы юстиции в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами Министерства юстиции; их руководители назначаются Министром юстиции по согласованию с главами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - Министерству юстиции и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации; по вопросам ведения субъекта Российской Федерации - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство юстиции Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти прорабатывает вопрос о целесообразности передачи поэтапно в ведение Министерства юстиции Российской Федерации системы учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет меры по руководству, развитию и совершенствованию учреждений судебной экспертизы системы Министерства, а также разрабатывает и реализует мероприятия по рациональному использованию материальных средств и кадров, правовому обеспечению организации судебной экспертизы.
Прорабатывается вопрос о создании в перспективе единой службы судебной экспертизы.
Министерство юстиции Российской Федерации считает необходимым укрепить Научный центр правовой информации и Российскую правовую академию Министерства юстиции Российской Федерации. В целях более полного использования их потенциала и улучшения материально-технического обеспечения этим учреждениям целесообразно предоставить большую самостоятельность при сохранении руководства со стороны Министерства юстиции Российской Федерации.
Необходимо совершенствование структуры Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и организации учебного процесса в целях повышения квалификации кадров органов и учреждений юстиции, юридических служб федеральных органов исполнительной власти, юрисконсультов хозяйствующих субъектов, нотариусов и адвокатов.
Реализация Концепции реформирования органов и учреждений юстиции в Российской Федерации будет осуществляться поэтапно по мере принятия соответствующих законодательных актов, а также в соответствии с целями и задачами, поставленными перед органами юстиции указами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Общий срок реализации Концепции - до 2000 года.
Мероприятия, предусматриваемые Концепцией, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для Министерства юстиции Российской Федерации, а также в рамках расходов по реализации принимаемых законодательных актов в части деятельности органов и учреждений юстиции.
Текст документа сверен по:
"Собрание законодательства
Российской Федерации" N 42
от 14 октября 1996 года,
ст.4806