МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 14 августа 1996 года N 113у
Об управлении природоохранительной деятельностью на железнодорожном транспорте
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтранса России от 17 апреля 2020 года N 128
____________________________________________________________________
Министерство путей сообщения отмечает, что в соответствии с указанием МПС от 26 мая 1992 года N 324пр-у "Об упорядочении системы управления природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте" проделана определенная работа и достигнуто снижение вредного воздействия от хозяйственной деятельности предприятий отрасли на окружающую природную среду. Однако остаются все еще значительными выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, объемы образующихся отходов производства. При снижении объемов перевозимых грузов экологические показатели работы отрасли улучшились несущественно.
В настоящее время на производственные нужды предприятий железнодорожного транспорта используется около 75% воды питьевого качества, до установленных нормативов очищается лишь 16,6% общего объема требующих очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Около 300 тыс. тонн загрязняющих веществ в год выбрасывается в атмосферу от стационарных источников предприятий и более чем в три раза эту цифру превышают выбросы от передвижных источников, главным образом тепловозов. Территория предприятий, земляное полотно железных дорог нередко замазучены.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды в прошедшем году составили более 33 млрд. рублей, треть этой суммы выплачено из прибыли предприятий за превышение фактических выбросов над установленными предельными нормативами и в виде штрафов за нарушение природоохранительного законодательства. С повышением предъявляемых требований к охране природы эти выплаты будут возрастать. Уже в текущем году на территории Российской Федерации введена индексация платы за загрязнение окружающей природной среды в размере до 35 раз по отношению к базовым нормативам 1991 года, возрастет плата и за пользование природными ресурсами.
Система управления природоохранительной деятельностью на ряде железных дорог по-прежнему малоэффективна и структурно не завершена (Московская, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Восточно-Сибирская железные дороги). Имеют место случаи, когда при укрупнении отделений железных дорог сокращаются квалифицированные кадры экологов, ликвидируются производственные лаборатории по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду, что является прямым нарушением указания МПС от 26.05.92 N 324пр-у.
В целях повышения эффективности работы по охране окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности на предприятиях железнодорожного транспорта приказываю:
1. Считать основными управленческими природоохранными структурными подразделениями в отрасли:
- в центральном аппарате министерства - Управление по безопасности движения и экологии;
- в управлениях железных дорог - самостоятельный отдел (сектор) охраны природы;
- в отделениях железных дорог - сектор охраны природы и производственная лаборатория по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- на линейных предприятиях железнодорожного транспорта должность инженера - эколога или другого работника, выполняющего эти функции;
- на заводах по ремонту подвижного состава, шпалопропиточных и других промышленных предприятиях - группы (инженер) по охране природы, заводские химические лаборатории.
2. Возложить на указанные в пункте 1 настоящего указания природоохранные структурные подразделения решение вопросов экологической безопасности, координацию и контроль за осуществлением природоохранных мероприятий в хозяйствах железнодорожного транспорта, взаимодействие с органами Минприроды России, обеспечение в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" проведения производственного экологического контроля за вредными выбросами предприятий железнодорожного транспорта в окружающую природную среду.
Подчинить природоохранные структурные подразделения в управлениях железных дорог, на отделениях железных дорог, линейных предприятиях, заводах МПС непосредственно главным инженерам, соответственно, железных дорог, отделений и предприятий.
3. Установить, что руководители управлений МПС России, служб и отделов управлений и отделений железных дорог, других предприятий несут ответственность за осуществление природоохранных мероприятий и проведение технической политики в подведомственных хозяйствах и сферах деятельности с учетом требований экологии.
4. Начальникам железных дорог:
4.1. Рекомендуется привести в соответствие с пунктом 1 настоящего указания систему управления природоохранительной деятельностью на железных дорогах, укомплектовав отделы (секторы), а также производственные лаборатории по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду необходимым штатом работников.
4.2. При реорганизации управлений железных дорог, отделений железных дорог не допускать ухудшения природоохранной работы и контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду, изыскивать возможность сохранения квалифицированных специалистов - экологов.
4.3. Принять меры по аттестации и аккредитации органами Госстандарта России производственных лабораторий по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
4.4. Включать руководителей природоохранных подразделений управлений и отделений железных дорог в состав соответственно дорожной и отделенческой комиссии по чрезвычайным ситуациям, обеспечить их телефонной связью.
4.5. Возложить на руководителей природоохранных подразделений в составе комиссий по чрезвычайным ситуациям:
- участие в разработке и обеспечение контроля за осуществлением комплекса мероприятий по ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций с опасными грузами;
- взаимодействие с территориальными органами Минприроды России при оценке вредного воздействия на окружающую природную среду и определении размера экологического ущерба, причиненного вследствие аварийных ситуаций с опасными грузами;
- участие в подготовке необходимой документации, связанной с нарушениями природоохранительного законодательства Российской Федерации.
4.6. Обеспечить в разрабатываемых проектах строительства новых и реконструкции действующих предприятий и сооружений выполнение природоохранных требований и проведение государственной экологической экспертизы.
5. Директору ВНИИЖТ А.Л. Лисицыну в качестве головного института в области охраны природы обеспечить координацию всех научных исследований и разработок экологической направленности в отрасли.
6. Начальникам Управлений МПС России: финансового А.В. Мартынчуку, по безопасности движения и экологии В.И. Яковлеву, начальникам железных дорог обеспечить соответствие данных о текущих затратах на охрану природы, железнодорожного транспорта, природоресурсных платежах и штрафах за нарушения природоохранительного законодательства формам финансовой N 2 и статистической N 4-ос отчетности.
7. Начальнику Управления по безопасности движения и экологии В.И. Яковлеву:
7.1. Обеспечить проведение единой научно-технической политики в области охраны окружающей природной среды, организацию разработки управлениями МПС России, железными дорогами и другими предприятиями организационных и технических мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую природную среду от хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, сокращению непроизводительных затрат (платежей) за сверхнормативное загрязнение окружающей среды, штрафных санкций за экологические правонарушения.
7.2. Разработать до 1 декабря 1996 года положение об отделе охраны природы управления железной дороги и представить в установленном порядке на утверждение руководству МПС России.
8. Начальнику Управления сигнализации, связи и вычислительной техники В.И. Талалаеву, начальнику Управления по безопасности движения и экологии В.И. Яковлеву в месячный срок присвоить условный адрес телеграфной переписки для природоохранных структурных подразделений отделений, управлений железных дорог и МПС России.
9. Заместителю министра Ю.М. Герасимову повысить требовательность к начальникам управлений МПС России, начальникам железных дорог, руководителям других предприятий и организаций за соблюдение на железнодорожном транспорте требований природоохранительного законодательства.
10. Начальнику Хозяйственного управления К.Г. Сырбу обеспечить выдачу бесплатных служебных билетов:
ф. 3-А - начальникам отделов охраны природы управлений железных дорог и начальникам секторов охраны природы отделений железных дорог;
ф. 3-К - сотрудникам отделов (секторов) охраны природы управлений и отделений железных дорог, заведующим и работникам производственных лабораторий отделений по контролю за выбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
ф. 1-Б - главным специалистам отдела охраны природы Управления по безопасности движения и экологии МПС России.
11. Возложить на главных инженеров железных дорог, отделений железных дорог, предприятий и организаций персональную ответственность за соблюдение требований природоохранительного законодательства, состояние и результаты природоохранительной деятельности в подведомственном подразделении железнодорожного транспорта.
12. Указание МПС России от 26.05.92 N 324пр-у считать утратившим силу.
13. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителя министра Ю.М. Герасимова.
Министр путей сообщения
Российской Федерации Г.М.Фадеев