ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 1996 года N 1052
О Федеральной целевой программе развития
таможенной службы Российской Федерации
на 1996-1997 годы и на период до 2000 года
В целях обеспечения развития таможенной службы Российской Федерации в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года (далее именуется - Программа).
2. Определить Государственный таможенный комитет Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при доработке проекта федерального бюджета на 1997 год и подготовке проектов федерального бюджета на последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом направляемых на эти цели средств, указанных в статье 403 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 сентября 1996 года N 1052
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1996-1997 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года
Наименование Программы - Федеральная целевая программа развития
таможенной службы Российской Федерации
на 1996-1997 годы
и на период до 2000 года
Основание для принятия - протокол заседания Правительства
решения о разработке Российской Федерации
Программы от 6 июля 1995 г. N 21,
раздел II, пункт 2
Государственный - Государственный таможенный комитет
заказчик - координатор Российской Федерации
Программы
Основные разработчики - Государственный таможенный комитет
Программы Российской Федерации,
Министерство экономики
Российской Федерации,
Министерство внешних экономических
связей Российской Федерации,
Министерство транспорта
Российской Федерации,
Министерство путей сообщения
Российской Федерации,
Министерство финансов
Российской Федерации,
Министерство Российской
Федерации по сотрудничеству с
государствами - участниками
Содружества Независимых Государств,
Федеральная пограничная служба России
Цели и задачи Программы - содействие развитию внешней торговли
Российской Федерации путем создания
условий, обеспечивающих завершение
становления и полномасштабное
функционирование таможенной службы
Российской Федерации в период
перехода страны на рыночные отношения.
Решение задач по обеспечению тарифного
и нетарифного регулирования внешней
торговли, валютного контроля,
организации и функционирования
таможенных органов, улучшение их
технического оснащения, организации
информационного обеспечения,
укрепление кадрового потенциала,
развитие материально-технической базы
таможенной службы, строительство новых
и реконструкция действующих
пограничных переходов, содействие
совершенствованию таможенной
инфраструктуры
(служебно-производственные здания,
сооружения, а также ведомственное
жилье и др.), совершенствование
транспортного обеспечения и систем
связи подразделений таможенных
органов
Сроки и этапы - I этап - 1996-1997 годы
реализации Программы II этап - 1998-2000 годы
Исполнители - Государственный таможенный комитет
Российской Федерации,
Министерство экономики Российской
Федерации,
Министерство внешних экономических
связей Российской Федерации,
Министерство транспорта Российской
Федерации,
Министерство Российской Федерации
по сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств,
Министерство финансов Российской
Федерации,
Министерство путей сообщения
Российской Федерации
Объемы финансирования* - капитальные затраты - 12855,7 млрд.
рублей
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские
работы - 361,5 млрд. рублей
текущие расходы - 1380,1 млрд. рублей
Источник финансирования - федеральный бюджет, включая Фонд
развития таможенной системы
Российской Федерации, и бюджеты
субъектов Российской Федерации
Ожидаемые конечные - укрепление роли таможенной службы как
результаты инструмента тарифного и нетарифного
регулирования внешней торговли страны,
обеспечение надежности и полноты
сбора таможенных платежей и
существенного роста их поступления
в федеральный бюджет,
повышение эффективности противодействия
таможенным правонарушениям
во внешнеторговом обороте, а также
контрабанде и иным преступлениям в
сфере таможенного дела
Организация контроля за - для управления и контроля в
исполнением Программы Государственном таможенном комитете
Российской Федерации создается
дирекция Программы.
Ход исполнения мероприятий Программы
регулярно заслушивается на заседаниях
коллегии Комитета.
Государственный таможенный комитет
Российской Федерации ежегодно уточняет
целевые показатели и затраты по
программным мероприятиям и направляет
предложения в Министерство экономики
Российской Федерации, которое
представляет в Правительство
Российской Федерации доклад о ходе
реализации Программы и предложения
по корректировке мероприятий
и сроков их исполнения
----------------------
* Общие расходы с учетом расходов по текущему содержанию таможенной службы Российской Федерации - 25645 млрд. рублей.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Переход экономики России на рыночные отношения настоятельно потребовал коренных изменений в характере деятельности таможенной службы страны, превращения ее в реально действующий инструмент государственного регулирования внешней торговли. Таможенная служба должна стать инструментом практического осуществления внешнеэкономической политики государства в условиях либерализации внешней торговли, отказа от государственной монополии на нее и выхода на внешний рынок новых участников внешнеэкономической деятельности.
Становление таможенной службы Российской Федерации осложнялось тем, что при распаде СССР наилучшим образом оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами Российской Федерации, получившей около 13,5 тыс. км новых границ с бывшими республиками Союза ССР, в том числе около 1,1 тыс. км - со странами Балтии.
Важное значение в деятельности российской таможенной службы имеет решение следующих стратегических задач:
расширение и укрепление системы таможенных органов;
наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов, осуществление таможенно-банковского валютного контроля;
сосредоточение усилий в правоохранительной деятельности на борьбе с нарушениями таможенных правил, а также с особо опасными проявлениями контрабанды, имеющими серьезные социально-экономические последствия для общества и государства;
всемерное содействие формированию, укреплению и расширению Таможенного союза государств - участников Содружества Независимых Государств;
формирование, ведение и официальная публикация таможенной статистики.
Реализация этих задач сопровождается постоянным возрастанием объемов работы по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, обращающихся во внешнеторговом обороте, а также товаров и транспортных средств физических лиц, пересекающих государственную границу. Общая масса грузов, оформленных таможенными органами Российской Федерации, возросла в 1995 году почти вдвое по сравнению с 1992 годом.
Наряду с этим наблюдается рост криминогенной обстановки в области внешнеэкономической деятельности. В последние годы резко возросли масштабы таможенных правонарушений (количество и стоимость конфискуемых товаров). Устойчив рост проявлений особо социально и экономически опасной контрабанды, в частности контрабанды наркотических средств, а также предметов старины и искусства.
Придание таможенным органам правоохранительных функций позволило активизировать работу по защите экономических интересов государства. За 1995 год возбуждено около 3500 уголовных дел по таможенным преступлениям на сумму более 650 млрд. рублей (за 1994 год - 2308 дел на сумму 69 млрд. рублей), закончены производством около 36 тыс. дел о нарушениях таможенных правил во внешнеторговом обороте и около 33 тыс. - в отношении физических лиц; общая сумма конфискованных товаров и ценностей составила около 1 трлн.рублей, штрафов - более 1,5 трлн. рублей, изъято более 6 тонн наркотических средств (в 2 раза больше, чем в 1994 году).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 666 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 1992 г. N 788 "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" осуществляется таможенный контроль по временной схеме на 43 вновь открытых для пропуска пассажиров и грузов железнодорожных переходах, а на границах с государствами Балтии, Украиной, Азербайджаном и Грузией - также и пограничный контроль.
Однако железнодорожные станции, ставшие пограничными, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Это сдерживает продвижение поездов через вновь открытые пограничные переходы.
На целом ряде направлений необходимо создать новые автомобильные переходы.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации активно содействовал созданию за счет целевого внебюджетного фонда объектов таможенной инфраструктуры, деятельность которых призвана способствовать ускорению таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. К началу 1996 года под контролем таможенных органов Российской Федерации функционировало свыше 1000 складов временного хранения и свыше 400 таможенных складов. В условиях растущего внешнеторгового оборота требуется значительное увеличение количества таких складов и других объектов инфраструктуры.
На железнодорожных станциях, ставших пограничными, осуществление эффективного таможенного контроля при бесперебойном транспортном сообщении требует создания необходимого путевого хозяйства и инфраструктуры.
Слабое оснащение современными техническими средствами таможенного контроля, вычислительными средствами и средствами связи усложняет таможенное оформление товаров и не обеспечивает качественный контроль за перемещаемыми через границу товарами и транспортными средствами. Предстоит завершить создание системы обеспечения федеральных органов исполнительной власти информацией по таможенной статистике.
Несовершенство действующего законодательства объективно сдерживает возможности таможенно-банковского валютного контроля.
Необходимо формирование нормативной базы в целях обеспечения качественного таможенного оформления перемещаемых товаров и повышения полноты взимания таможенных платежей в федеральный бюджет.
Недостаточно унифицированы процедуры таможенного оформления товаров, что приводит к значительным затратам времени российскими участниками внешнеэкономической деятельности.
Предстоит повысить надежность таможенного контроля за перемещением некоторых специфических товаров, в частности вооружений и военной техники, товаров двойного назначения, ядерных и делящихся материалов, исчезающих видов флоры и фауны, произведений интеллектуальной собственности, добиться эффективного пресечения особо социально и экономически опасной контрабанды (оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, предметов старины и искусства).
Требует совершенствования таможенное оформление ручной клади и багажа физических лиц, в первую очередь граждан государств участников СНГ.
Следует уделить внимание расширению системы обучения, переподготовки и повышения профессиональной квалификации таможенных кадров, так как значительная часть сотрудников таможенной службы не имеет необходимых знаний и опыта, повышению их социального статуса, социальной защищенности и мотивации к добросовестному труду, пресечению случаев коррупции и взяточничества.
Превращение таможенной службы Российской Федерации в эффективно функционирующий инструмент, содействующий развитию внешнеэкономических связей страны и защищающий отечественный рынок с помощью тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешней торговли, будет успешным при условии реализации системы мер , предусмотренных в настоящей Программе.
Целесообразность принятия Программы определяется также тем, что в решении проблем таможенной службы наряду с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации должны участвовать внешнеэкономические, транспортные, иные правоохранительные органы, сотрудничество которых позволит поднять деятельность таможенной службы на уровень, отвечающий современным требованиям.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, ускорение внешнеторгового оборота путем создания условий для становления и полномасштабного функционирования таможенной службы Российской Федерации в период перехода страны на рыночные отношения.
Реализация Программы позволит повысить роль таможенной службы как инструмента регулирования внешней торговли страны, усовершенствовать технологии обеспечения и рост поступлений в федеральный бюджет взимаемых платежей и осуществления таможенно-банковского валютного контроля, обеспечить с помощью сбалансированных мер тарифного и нетарифного регулирования защиту российского внутреннего рынка от наносящего ущерб национальным производителям импорта товаров, повысить эффективность противодействия нарушениям таможенных правил, контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела.
Программа направлена на решение следующих задач:
совершенствование таможенной политики, принципов и методов практического применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли;
совершенствование системы правового обеспечения таможенного дела;