Министерство труда Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Министерства труда
Российской Федерации
от 26 сентября 1995 года N 56

     

Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях



Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников, установления должностных обязанностей, распределения работы между исполнителями и рекомендуются для применения в бюджетных организациях.

Межотраслевые укрупненные нормативы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Министерства труда Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 56.

1. Общая часть

1.1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности рекомендуются к применению в бюджетных организациях для определения и обоснования необходимой численности работников, установления их должностных обязанностей и распределения работы между исполнителями.

1.2. В основу разработки нормативов времени положены:

фотографии (самофотографии) рабочего времени, хронометражные наблюдения и экспертная оценка;

материалы изучения существующей организации труда и прогрессивных методов работы сотрудников бухгалтерии;

данные оперативного учета и отчетности.

Сборником предусматривается применение документов по бухгалтерскому учету и отчетности, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

1.3. Сборник содержит нормативы времени в минутах на принятую единицу измерения объема работы.

1.4. Нормативы времени разработаны на следующие виды бухгалтерских работ:

учет основных средств, учет материальных запасов, учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет затрат на производство и другие цели, учет денежных средств, учет внутриведомственных расчетов по финансированию, учет расчетов денежных и кредитных операций, учет расходов, учет финансирования из бюджета, учет фондов и средств целевого назначения, учет реализации продукции, учет доходов, учет краткосрочных ссуд из бюджета, учет средств, переданных и полученных, учет результатов исполнения бюджета, учет забалансовых счетов, учет кассовых операций, составление отчетности.

На работы, носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, применяется К = 1,1 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.

1.5. Нормативы времени по бухгалтерскому учету охватывают все виды бухгалтерских работ, выполняемых без использования программных технических средств.

1.6. Наименование должностей в настоящем сборнике указано в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Выполнение работ исполнителями другого должностного наименования не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов времени.

1.7. Нормативы времени, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.

1.8. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении более совершенной, чем это предусмотрено в нормативах времени, организации труда, следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормативы, соответствующие более высокой производительности труда.

1.9. При подготовке нормативов времени использованы следующие материалы:

Положение о порядке разработки нормативных материалов по труду;

Нормирование труда служащих. Методические рекомендации. М., НИИ труда, 1979.

1.10. Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии, проводится по направлениям их деятельности по формуле:

, где:

То - общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии;

Тр - затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами;

n - количество видов выполняемых работ;

К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

1.11. Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

, где:

Нвр - норма времени;

Vi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

1.12. Штатная численность работников определяется по формуле:

, где:

Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника за год (принимается 1910 час);

Кн - коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

, где:

% планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

1.13. При расчете штатной численности рекомендуется производить округления только итоговой численности. Пример расчета штатной численности приведен в приложении.

2. Организация труда


Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями.

В зависимости от объемов работ за группой работников или одним работником закрепляется определенный участок бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материальных запасов, учет затрат на производство и др. цели).

При распределении работ между исполнителями следует учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что будет способствовать ускорению выполнения заданий работающими.

Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.

Площадь помещения бухгалтерии должна отвечать установленным санитарным нормам (СН 495-77), учитывающим требования рационального оборудования. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами (18-20 градусов С).

При оборудовании бухгалтерии используются столы одиночные с приставками, Г-образные, двухтумбовые.

Выдвижные ящики стола следует оборудовать приспособлениями для удобного расположения папок. Желательно, чтобы на каждом ящике укреплялась карточка с перечнем находящихся в нем папок.

Дела и папки должны иметь ясную маркировку, различную расцветку, кодовые отметки, чтобы после использования можно было вернуть их на прежнее место.

На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.

Наиболее удобными для оборудования бухгалтерии являются стулья с металлической основой и подъемно-поворотным механизмом.

В таких стульях можно регулировать высоту сиденья, наклон спинки. Для опоры ног применяются подставки.

Для хранения специальной и справочной литературы, а также папок с отчетными и другими документами рекомендуется шкаф.

В соответствии с Положением о ведении кассовых операций кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.

Рабочее место кассира оборудуется однотумбовым столом и стулом. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

Работники бухгалтерии регулярно осуществляют инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности государственных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

В целях лучшей организации работы бухгалтерии с посетителями следует разработать график, предусматривающий их прием в утренние часы и перед окончанием работы.

Режим труда и отдыха работников бухгалтерии устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая устойчивая трудоспособность. Наряду с этим необходимо проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 ч. до обеда и за 1-1,5 ч. до окончания работы.

3. Нормативная часть

3.1. Учет основных средств:

учет наличия основных средств при проведении инвентаризации;

учет движения основных средств;

учет операций по выбытию и перемещению основных средств;

учет износа основных средств.

NN п/п

Наименование видов работ

Содержание работ

Единица измерения

Нормативы времени, мин

1

2

3

4

5

3.1.1.

Учет наличия основных средств при проведении инвентаризации.

Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной ведомости основных средств.

инвентаризационная ведомость или инвентарная карточка учета

1 позиция

3

3.1.2.

Учет движения основных средств.

Ведение картотеки основных средств и учет их движения в оборотной ведомости по учету движения основных средств.

карточка,

а) вновь выстроенных

1 запись
в ведомость

10

б) безвоздмездно полученных

10

в) изготовленных хозяйственным способом

10

Анализ полученных результатов в мемориальном ордере соответствующей формы.

мемориальный ордер

25

3.1.3.

Учет операций по выбытию и перемещению основных средств.

Запись в накопительную ведомость (мемориальный ордер) по каждому документу.

ведомость
1 позиция

15

3.1.4

Учет износа основных средств.

Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере, в книге "Журнал-главная".

запись в книгу
1 позиция

15



3.2. Учет материальных запасов.

Нормы времени разработаны на:

учет оприходования готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад;

учет реализации готовых изделий и продукции подсобных хозяйств;

учет корректировки разницы между плановой и фактической себестоимостью;

учет поставок оборудования и строительных материалов, приобретения животных для откорма, продуктов питания;

учет списания оборудования, строительных материалов длительного пользования.

NN п/п

Наименование видов работ

Содержание работ

Единица измерения

Нормативы времени, мин

1

2

3

4

5

3.2.1.

Учет оприходования готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад.

Отражение поступления готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад. Ведение книги складского учета готовых изделий. Сверка данных бухгалтерского и складского учета.

книга учета
1 позиция

20

3.2.2.

Учет реализации готовых изделий и продукции подсобных хозяйств.

Оприходование готовых изделий и продукции подсобных хозяйств с помощью актов приемки или других документов. Аналитический учет по наименованию, количеству, стоимости и местам хранения на карточках соответствующих форм.

карточка
1 позиция

15

3.2.3.

Учет корректировки разницы между плановой и фактической себестоимостью.

Корректировка плановой себестоимости в конце года до фактической себестоимости на сумму реализованной продукции. Расчет экономии плановой себестоимости.

карточка

15

3.2.4.

Учет получения от поставщика оборудования и строительных материалов для строительства, приобретения животных для откорма, материалов и продуктов питания.

Аналитический учет оборудования и строительных материалов по наименованиям материалов, количеству и стоимости на карточках соответствующей формы, приобретенного молодняка по видам и возрастным группам в книгах учета животных соответствующей формы, продуктов питания в оборотных ведомостях.

журнал
1 позиция

6

3.2.5.

Учет списания оборудования, строительных

Списание оборудования, строительных материалов, материалов длительного

карточка
книга учета

4

материалов, материалов длительного пользования, списание недостач и потерь материалов за счет учреждения

пользования. Учет недостачи и потерь материалов и продуктов питания согласно актам списания или другим документам.

1 позиция

5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»