УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 сентября 1996 года
N 1062
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Государственная поддержка интеграции высшего
образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Государственная поддержка интеграции высшего образования и
фундаментальной науки на 1997-2000 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" | |
Основание для разработки Программы | - | ||
Государственный заказчик Программы | - | Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, Российская академия наук | |
Основные исполнители Программы | - | высшие учебные заведения и научные учреждения, определяемые по конкурсу проектов | |
Основные разработчики Программы | - | межведомственная рабочая группа, образованная поручением Правительства Российской Федерации, экспертная группа специалистов высшей школы и Российской академии наук | |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 1997-2000 годы | |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - | развитие фундаментальных исследований, выполняемых совместно учеными Российской академии наук и высшей школы и способствующих обеспечению научной и экономической независимости, безопасности государства, повышению его научного потенциала; | |
Основные направления реализации Программы | - | развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых высшими учебными заведениями, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук и государственными научными центрами Российской Федерации; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | создание наиболее эффективной системы развития фундаментальных наук благодаря кооперации ученых университетов, высших учебных заведений и институтов Российской академии наук, оптимальное решение проблем сохранения ведущих научных школ и развития приоритетных направлений, определяемых государственной научно-технической политикой; | |
- | обновление приборной и информационной базы фундаментального образования; | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего - 3158 млрд. рублей (в ценах 1996 года) за счет средств федерального бюджета, | |
|
| из них: | |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за исполнением Программы осуществляют Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук. Ход работы по проектам и их итоги, оценка их социальной и экономической эффективности, а также научной значимости рассматриваются советом Программы и принимаются заказчиком в установленном порядке. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и Российская академия наук направляют ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ, предусмотренных Программой, и эффективности использования финансовых средств. |
I. Обоснование необходимости принятия Программы
Одним из существенных недостатков в развитии научно-технического потенциала страны является все увеличивающийся разрыв между академической и вузовской фундаментальной наукой. Это приводит к распылению средств, разобщенности ученых и к снижению качества образования, делает практически недоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов Российской академии наук и отраслевых академий. Вследствие недостаточного финансирования значительно снижена эффективность таких форм подготовки специалистов, которые основаны на взаимодействии ученых высших учебных заведений и Российской академии наук, и прежде всего таких форм, как научно-исследовательские институты при ряде ведущих университетов страны и базовые кафедры при научных учреждениях Российской академии наук.
В то же время развитие новых форм образования, предполагающее обеспечение его непрерывности в цепочке школа - вуз - аспирантура - докторантура, требует формирования крупных учебно-научных комплексов, центров. Для своего функционирования эти центры должны обладать хорошо развитой инфраструктурой, в том числе и социальной, иметь уникальную научную аппаратуру и установки, необходимые объемы лабораторного оборудования и реактивов.
Все большую роль в подготовке специалистов играет и информационное обеспечение развития фундаментальной науки и образования. Однако реальная ситуация ведет к тому, что его уровень неуклонно снижается - устаревают учебники, ученые и студенты крайне ограничены в поездках на международные научные мероприятия, отсутствует возможность стажировок.
Одной из существенных трудностей в современной системе высшего профессионального образования является недостаточная разработка некоторых теоретических вопросов, в частности вопросов соотношения естественно-научных и гуманитарных знаний при подготовке специалистов.
Решение вопросов интеграции высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.
Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 903.
Программа предусматривает развитие всех форм взаимодействия академической и вузовской науки, поддержку совместных исследований, проводимых на базе Российской академии наук и ее региональных отделений, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии образования, университетов и высших учебных заведений, а также информационное и приборное обеспечение учебного процесса.
II. Цели и задачи Программы
Программа направлена на углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научно-технического потенциала страны.
Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:
развитие совместных фундаментальных исследований, проводимых в высших учебных заведениях, Российской академии наук, отраслевых академиях наук и государственных научных центрах Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия академической науки с образовательным процессом в высших учебных заведениях;
формирование информационной базы фундаментальных исследований в целях совершенствования учебного процесса в высших учебных заведениях;
развитие опытно-экспериментальной и приборной базы фундаментальных исследований для совместного использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами, аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;
поддержка экспедиционных и полевых исследований, выполняемых научными сотрудниками, преподавателями и студентами высших учебных заведений совместно с учеными Российской академии наук;
создание условий для повышения престижности изучения фундаментальных наук в высших учебных заведениях.
III. Основные направления реализации Программы и план мероприятий
Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на сохранение и развитие основы научно-технического потенциала страны - фундаментальной науки и высшей школы. Снижение уровня фундаментальной подготовки выпускников университетов и вузов грозит нашей стране дальнейшим отставанием в области современных наукоемких технологий, замедлением темпов ее экономического развития и утратой конкурентоспособности на мировом рынке.
Программа должна обеспечить условия для дальнейшего развития фундаментальных наук путем исследований, проводимых в высших учебных заведениях, особенно в классических университетах, совместно с Российской академией наук, и совершенствования подготовки студентов, аспирантов и докторантов для работы в научных организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации. Основные направления Программы ориентированы на решение важнейшей задачи государственной научно-технической политики - на развитие различных форм взаимодействия университетов России с академическими, другими научными учреждениями с целью подготовки высококвалифицированных молодых научно-педагогических кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать ключевые проблемы научно-технического и социально-экономического развития. Решение этой проблемы предполагает создание современного приборного и информационного обеспечения фундаментальной науки.