Недействующий

О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями на 24 августа 2002 года) (фактически утратило силу)

3. Сценарии изменения важнейших предпосылок
строительства жилья для переселенцев

Сценарии разработаны на основе соответствующих разделов Государственной сводной программы социального и экономического развития Севера России.

I сценарий - экстраполяционный. Исходит из кризисного развития экономики вплоть до 1997-1998 годов. В этом случае:

будет происходить сокращение числа рабочих мест и резко возрастет к 1995 году безработица;

уровень жизни за указанный период понизится еще на 30 - 40 процентов;

состояние социальной инфраструктуры будет ухудшаться, выбытие в 1994-1995 годах не будет компенсироваться вводом новых объектов, местные бюджеты не будут иметь возможности финансировать затраты, связанные с передачей предприятиями на баланс администраций объектов социально-культурной сферы и жилых домов;

ограниченные масштабы развития предпринимательской деятельности не позволят рассчитывать на интенсивную диверсификацию хозяйства и создание новых рабочих мест. Сценарий не предполагает существенных мер по снижению абсолютной перенаселенности.

Оценка демографического потенциала, соответствующая этому сценарию развития, основывается на следующих предпосылках:

сложившиеся к настоящему времени тенденции в естественном воспроизводстве населения в основном сохранятся и в перспективе, при этом произойдет ухудшение возрастных характеристик за счет роста детской смертности и снижения рождаемости;

миграционные процессы приобретут более выраженный негативный характер, увеличится выезд наиболее трудоспособных и высококвалифицированных кадров.

Предполагаемая численность и возрастной состав населения (приложение N 5) будут складываться следующим образом;

общая численность населения и в дальнейшем будет сокращаться по сравнению с 1992 годом (на 0,6 процента к 1995 году и еще на 0,8 процента - к 2000 году);

возрастет численность лиц пенсионного возраста (примерно на 198 тыс.человек - к 1995 году и на 203 тыс. - к 2000 году), увеличится их доля в общей численности населения;

на 37 тыс. человек возрастет численность молодежи в возрасте 16 - 17 лет к 1995 году, обострится проблема с их трудоустройством.

II сценарий - исходит из допущений:

стабилизация экономики в основном будет достигнута к концу 1995 года, начнется оживление производства, инвестиционной активности и так далее;

приняты и будут реализовываться федеральная целевая и региональные программы переселения избыточного населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

Правительство Российской Федерации в отношении этих районов усилит политику поддержки хозяйственной деятельности, которая будет заключаться в установлении налоговых льгот, в изменении социальной политики (поддержка населения депрессивных добывающих районов), в приоритетном стимулировании технического перевооружения предприятий на Севере и так далее.

Демографический прогноз, соответствующий этому сценарию, предполагает:

в основном - сохранение сложившихся тенденций в естественном воспроизводстве населения при некотором улучшении отдельных параметров (снижение показателей заболеваемости, детской смертности и другие);

в дальнейшем, после переселения избыточного населения, начнется спад интенсивности миграции и сокращение до нуля отрицательного сальдо, улучшение структурных характеристик.

Общая численность населения (приложение N 6) будет сокращаться быстрее, чем по I сценарию. При этом абсолютная численность и удельный вес жителей пенсионного возраста к 2000 году по сравнению с 1995 годом понизятся. При незначительном сокращении абсолютной численности увеличится доля трудоспособного населения.

Сравнение двух сценариев (приложения N 7-10) свидетельствует в пользу второго. Потери общественного труда, соответствующие I сценарию, будут составлять в 1995 году примерно 30-35 процентов недополученного национального дохода. Только к 2000 году ситуация, возможно, стабилизируется. II сценарий характеризуется гораздо меньшими масштабами абсолютной перенаселенности, а к 2000 году и относительной. Уровень безработицы значительно ниже. Более высок уровень жизни населения. Потери общественного труда в 1995 году, выражаемые в недополученном национальном доходе, не будут превышать 10-15 процентов.

Улучшение характеристик социально-экономического развития по II сценарию связано с изменением уровня перенаселенности.

Общая численность населения Севера к 2000 году ожидается на уровне 11193 тыс. человек (I сценарий) и 11142 тыс. человек (II сценарий).

С учетом полученных результатов сопоставления все последующие разработки Программы исходят из параметров, характерных для II сценария.