Недействующий

О Федеральной целевой программе содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу)

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1996 года
N 970



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
содействия трудовой занятости осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
на период до 2000 года

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________


ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Наименование Программы


-


Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года

Основание для разработки
Программы




-





Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 235-р

Государственный заказчик
Программы

-

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Основные разработчики Программы

-

Министерство внутренних дел Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые показатели


-





создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными правовыми нормами;
сокращение числа не обеспеченных работой осужденных в 1,5-2 раза

Сроки и этапы реализации
Программы

-

1996-2000 годы:
I этап - 1996 год*;
II этап - 1997-2000 годы

Перечень подпрограмм и
основных мероприятий









-










увеличение производства продукции для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации;
дальнейшее развитие лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслей промышленности уголовно-исполнительной системы;
конверсия военного производства на предприятиях учреждений, исполняющих наказания;
техническое перевооружение производства;
использование производственного потенциала уголовно-исполнительной системы в целях реализации федеральных и региональных целевых программ

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-


Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы управления уголовно- исполнительной системы

Объемы и источники финансирования

-

всего
в том числе:

4515 млрд. рублей



федеральный бюджет
из них:

552,2 млрд. рублей

капитальные вложения

349,6 млрд. рублей

текущие расходы

202,6 млрд. рублей



средства государственной
поддержки

93,4 млрд. рублей





бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты

839,6 млрд. рублей



внебюджетные источники
из них:

3029,8 млрд. рублей


  



централизованные средства уголовно-исполнительной системы  

52,7 млрд. рублей  







средства предприятий учреждений, исполняющих наказания, и инвесторов

2977,1 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы




-





стабилизация функционирования уголовно-исполнительной системы, привлечение к труду около 200 тыс.неработающих осужденных, освоение выпуска около 1000 наименований новых видов конкурентоспособной продукции на сумму не менее 1,85 трлн. рублей и сокращение средств федерального бюджета, выделяемых на содержание неработающих осужденных, на сумму не менее 328 млрд. рублей ежегодно

Система организации контроля
за исполнением Программы

-

доклады о ходе реализации Программы представляются в установленном порядке

___________________

* С учетом средств, выделенных на реализацию Программы в 1995 году.



Содержание проблемы

Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый разрывом хозяйственных связей в сочетании с технической отсталостью материальной базы и нестабильностью финансовой системы поставили промышленность уголовно-исполнительной системы в крайне неблагоприятные условия, не позволяющие обеспечивать эффективную трудовую занятость лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы (далее именуются - осужденные) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В результате сокращения объемов промышленного производства в стране и роста безработицы резко снизилась заинтересованность хозяйствующих органов в использовании труда осужденных. За последнее время около 500 отраслевых заводов отказались от размещения промышленных заказов на предприятиях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее именуются - предприятия уголовно-исполнительной системы). Спад производства в уголовно-исполнительной системе в 1994 году составил около 30 процентов. Без работы в местах лишения свободы осталось более 180 тыс. осужденных.

Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее именуются - учреждения), является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющейся как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждений, приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.

Существующая нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность в условиях рынка, не учитывает в полной мере особенности производства в уголовно-исполнительной системе, связанные с необходимостью обеспечения трудовой занятости всех трудоспособных осужденных вне зависимости от экономической ситуации, складывающейся в отдельно взятом регионе, отрасли или на предприятии уголовно-исполнительной системы.

Действующий порядок финансирования, кредитования и налогообложения учреждений приводит к росту их задолженности банкам и поставщикам материальных ресурсов. Почти каждое предприятие уголовно-исполнительной системы является потенциальным банкротом. Приостановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений, развитию их промышленной и сельскохозяйственной базы.

Для преодоления негативных тенденций в производственно-хозяйственной и социальной сферах деятельности уголовно-исполнительной системы, а также снижения криминогенной напряженности в местах лишения свободы требуются целенаправленные скоординированные действия правоохранительных и других государственных органов. Необходимо программными методами решать проблемы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой.

В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 1995 года N 764 утвердило Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 годы). Однако в связи с ограниченными средствами федерального бюджета профинансировать в полном объеме предусмотренные программой мероприятия в течение 1995-1996 годов не представилось возможным. Из-за недостаточного бюджетного финансирования и отсутствия средств государственной поддержки (льготных инвестиционных кредитов) не могли быть реализованы в полном объеме мероприятия по вводу в строй дополнительных производственных мощностей по заготовке и переработке древесины, перепрофилированию бывших лечебно-трудовых профилакториев в исправительно-трудовые колонии, проведению конверсии военного производства, ранее существовавшего на предприятиях уголовно-исполнительной системы, технического перевооружения производства.

Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года была одобрена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (на период до 2005 года), в основу которой заложены требования законодательства Российской Федерации и принятых международных минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также правил по созданию условий для обеспечения полной трудовой занятости трудоспособной части осужденных с целью их адаптации к условиям жизни на свободе.

Парламентской ассамблеей и Комитетом министров Совета Европы в январе-феврале 1996 года приняты решения о принятии Российской Федерации в члены данной международной организации. Одним из условий участия России в работе Совета Европы явилась ратификация ряда международных правовых норм, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных, в том числе и Положения о европейских тюрьмах, принятого Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 года. В соответствии со статьей 71 этого Положения государство обязано создать условия для "предоставления заключенным достаточного объема полезного труда, чтобы активно использовать их в течение нормального рабочего дня".

С учетом этих обстоятельств Правительством Российской Федерации принято решение о продлении срока реализации Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 годы) на период до 2000 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 235-р).

Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года (далее именуется - Программа) призвана создать необходимые условия для выполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению эффективной трудовой занятости осужденных и соблюдению режима отбывания наказания в местах лишения свободы.

Для достижения поставленной цели предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудового устройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.

В рамках реализации Программы предполагается реконструировать и технически переоснастить свыше 86 тыс.кв.метров производственных площадей предприятий уголовно-исполнительной системы, ввести в действие дополнительные мощности по заготовке, вывозке и переработке древесины в объеме не менее 200 тыс. куб. метров в год, освоить выпуск новой конкурентоспособной продукции.

Для размещения и трудового устройства вновь поступающих осужденных планируется перепрофилировать в исправительно-трудовые колонии часть бывших лечебно-трудовых профилакториев.

В целях экономии средств федерального бюджета, выделяемых для материально-технического оснащения органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Программой предусмотрен комплекс мероприятий по расширению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции для потребителей Министерства внутренних дел Российской Федерации на предприятиях уголовно-исполнительной системы, что даст возможность осуществить самообеспечение Министерства различными видами вещевого и специального имущества, противопожарной техники, продукции производственно-технического назначения, а также продуктами питания.

В рамках обеспечения государственной поддержки предполагается осуществить разработку ряда проектов законодательных и нормативных актов по проблемам производственно-хозяйственной деятельности и социальной сферы уголовно-исполнительной системы.

Программу предполагается осуществить в период до 2000 года.

Согласно Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, одобренной Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года, Программа реализуется в два этапа.