УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1996 года
N 970
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
содействия трудовой занятости осужденных
к наказанию в виде лишения свободы
на период до 2000 года
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ
В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
Наименование Программы | - | Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года | |
Основание для разработки | - | Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы"; | |
Государственный заказчик | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации | |
Основные разработчики Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | |
Цели и задачи Программы, | - | создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы в соответствии с законодательством Российской Федерации и | |
Сроки и этапы реализации | - | 1996-2000 годы: | |
Перечень подпрограмм и | - | увеличение производства продукции для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации; | |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы управления уголовно- исполнительной системы | |
Объемы и источники финансирования | - | всего | 4515 млрд. рублей |
федеральный бюджет | 552,2 млрд. рублей | ||
капитальные вложения | 349,6 млрд. рублей | ||
текущие расходы | 202,6 млрд. рублей | ||
средства государственной | 93,4 млрд. рублей | ||
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты | 839,6 млрд. рублей | ||
внебюджетные источники | 3029,8 млрд. рублей | ||
| централизованные средства уголовно-исполнительной системы | 52,7 млрд. рублей | |
средства предприятий учреждений, исполняющих наказания, и инвесторов | 2977,1 млрд. рублей | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | стабилизация функционирования уголовно-исполнительной системы, привлечение к труду около 200 тыс.неработающих осужденных, освоение выпуска около 1000 наименований новых видов конкурентоспособной продукции на сумму не менее 1,85 трлн. рублей и сокращение средств федерального бюджета, выделяемых на содержание неработающих осужденных, на сумму не менее 328 млрд. рублей ежегодно | |
Система организации контроля | - | доклады о ходе реализации Программы представляются в установленном порядке |
___________________
* С учетом средств, выделенных на реализацию Программы в 1995 году.
Содержание проблемы
Переход к рыночным отношениям, сопровождаемый разрывом хозяйственных связей в сочетании с технической отсталостью материальной базы и нестабильностью финансовой системы поставили промышленность уголовно-исполнительной системы в крайне неблагоприятные условия, не позволяющие обеспечивать эффективную трудовую занятость лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы (далее именуются - осужденные) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В результате сокращения объемов промышленного производства в стране и роста безработицы резко снизилась заинтересованность хозяйствующих органов в использовании труда осужденных. За последнее время около 500 отраслевых заводов отказались от размещения промышленных заказов на предприятиях учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее именуются - предприятия уголовно-исполнительной системы). Спад производства в уголовно-исполнительной системе в 1994 году составил около 30 процентов. Без работы в местах лишения свободы осталось более 180 тыс. осужденных.
Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее именуются - учреждения), является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющейся как во взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждений, приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.
Существующая нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность в условиях рынка, не учитывает в полной мере особенности производства в уголовно-исполнительной системе, связанные с необходимостью обеспечения трудовой занятости всех трудоспособных осужденных вне зависимости от экономической ситуации, складывающейся в отдельно взятом регионе, отрасли или на предприятии уголовно-исполнительной системы.
Действующий порядок финансирования, кредитования и налогообложения учреждений приводит к росту их задолженности банкам и поставщикам материальных ресурсов. Почти каждое предприятие уголовно-исполнительной системы является потенциальным банкротом. Приостановлены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений учреждений, развитию их промышленной и сельскохозяйственной базы.
Для преодоления негативных тенденций в производственно-хозяйственной и социальной сферах деятельности уголовно-исполнительной системы, а также снижения криминогенной напряженности в местах лишения свободы требуются целенаправленные скоординированные действия правоохранительных и других государственных органов. Необходимо программными методами решать проблемы, стоящие перед уголовно-исполнительной системой.
В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 1995 года N 764 утвердило Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 годы). Однако в связи с ограниченными средствами федерального бюджета профинансировать в полном объеме предусмотренные программой мероприятия в течение 1995-1996 годов не представилось возможным. Из-за недостаточного бюджетного финансирования и отсутствия средств государственной поддержки (льготных инвестиционных кредитов) не могли быть реализованы в полном объеме мероприятия по вводу в строй дополнительных производственных мощностей по заготовке и переработке древесины, перепрофилированию бывших лечебно-трудовых профилакториев в исправительно-трудовые колонии, проведению конверсии военного производства, ранее существовавшего на предприятиях уголовно-исполнительной системы, технического перевооружения производства.
Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года была одобрена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (на период до 2005 года), в основу которой заложены требования законодательства Российской Федерации и принятых международных минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также правил по созданию условий для обеспечения полной трудовой занятости трудоспособной части осужденных с целью их адаптации к условиям жизни на свободе.
Парламентской ассамблеей и Комитетом министров Совета Европы в январе-феврале 1996 года приняты решения о принятии Российской Федерации в члены данной международной организации. Одним из условий участия России в работе Совета Европы явилась ратификация ряда международных правовых норм, касающихся обеспечения прав и законных интересов осужденных, в том числе и Положения о европейских тюрьмах, принятого Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 года. В соответствии со статьей 71 этого Положения государство обязано создать условия для "предоставления заключенным достаточного объема полезного труда, чтобы активно использовать их в течение нормального рабочего дня".
С учетом этих обстоятельств Правительством Российской Федерации принято решение о продлении срока реализации Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы (1995-1996 годы) на период до 2000 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года N 235-р).
Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года (далее именуется - Программа) призвана создать необходимые условия для выполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению эффективной трудовой занятости осужденных и соблюдению режима отбывания наказания в местах лишения свободы.
Для достижения поставленной цели предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудового устройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.
В рамках реализации Программы предполагается реконструировать и технически переоснастить свыше 86 тыс.кв.метров производственных площадей предприятий уголовно-исполнительной системы, ввести в действие дополнительные мощности по заготовке, вывозке и переработке древесины в объеме не менее 200 тыс. куб. метров в год, освоить выпуск новой конкурентоспособной продукции.
Для размещения и трудового устройства вновь поступающих осужденных планируется перепрофилировать в исправительно-трудовые колонии часть бывших лечебно-трудовых профилакториев.
В целях экономии средств федерального бюджета, выделяемых для материально-технического оснащения органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Программой предусмотрен комплекс мероприятий по расширению производства промышленной и сельскохозяйственной продукции для потребителей Министерства внутренних дел Российской Федерации на предприятиях уголовно-исполнительной системы, что даст возможность осуществить самообеспечение Министерства различными видами вещевого и специального имущества, противопожарной техники, продукции производственно-технического назначения, а также продуктами питания.
В рамках обеспечения государственной поддержки предполагается осуществить разработку ряда проектов законодательных и нормативных актов по проблемам производственно-хозяйственной деятельности и социальной сферы уголовно-исполнительной системы.
Программу предполагается осуществить в период до 2000 года.
Согласно Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, одобренной Президентом Российской Федерации 13 января 1996 года, Программа реализуется в два этапа.