МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 11.04.96 года N ЯУ-203/8-384

О Методических рекомендациях о порядке организации и проведения конкурсов по
размещению централизованных инвестиционных ресурсов

В соответствии с решением Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации уточнена редакция "Методических рекомендаций о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов", утвержденных Минэкономики России, Минфином России и Минстроем России 20 декабря 1994 г. N ЕЯ-152.

В работе по уточнению рекомендаций основное внимание было уделено методам отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов и своевременного безусловного возврата средств государственной поддержки, предоставляемых частным инвесторам.

Направляем Вам указанные Методические рекомендации. Заявки претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов представляются в Комиссию по инвестиционным конкурсам в двух экземплярах (103025 Москва, Новый Арбат, 19).

Я.М.Уринсон

Приложение
к письму Минэкономики России
от 11.04.96 N ЯУ-203/8-384

Методические рекомендации о порядке организации и
проведения конкурсов по размещению централизованных
инвестиционных ресурсов

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе".

Основными целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов по ключевым направлениям развития российской экономики, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений.

1.2. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации*, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

----------------

* В дальнейшем Комиссия по инвестиционным конкурсам

2. Субъекты инвестиционного конкурса

2.1. Конкурсный отбор строек и объектов осуществляется Комиссией по инвестиционным конкурсам, образованной при Министерстве экономики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе", создаваемыми ею рабочей группой по инвестиционным конкурсам, экспертным советом по оценке проектов и другими органами.

Состав Комиссии и рабочей группы по инвестиционным конкурсам обновляется ежегодно.

По инвестиционным проектам, представляемым на конкурс (бизнес-план), проводится многоканальная экспертиза.

2.2. Участниками конкурса являются юридические или физические лица, выступающие в качестве претендента по отдельному проекту. В случае участия в реализации проекта нескольких инвесторов в конкурсе участвует единое предприятие, которое должно иметь оформленные в установленном порядке уставные документы и самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка может предоставляться указанному претенденту только после внесения в уставной капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки.

2.3. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант.

Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.

3. Условия конкурсного размещения централизованных
ресурсов по коммерческим инвестиционным проектам

3.1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О частных инвестициях в Российской Федерации" от 17 сентября 1994 г. N 1928 для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются:

- доля государственной поддержки за счет федерального бюджета устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;

- доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта.

3.2. Объем долевого участия государства в финансировании инвестиционного проекта устанавливается:

- для вновь начинаемого строительства - от сметной стоимости проекта;

- для переходящего строительства - от остаточной сметной стоимости проекта.

Сметная стоимость строительства определяется в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).

Не включаются в стоимость инвестиционного проекта ранее произведенные затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных средств и другие расходы, непосредственно не связанные с реализацией проекта.

3.3. Источниками собственных средств инвестора, направляемыми на финансирование проекта, являются:

- прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;

- разница между начисленной и использованной амортизацией (в соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу предприятия-претендента) за отчетный период;

- средства от продажи акций в объеме их поступлений на счет инвестора (строка 400 формы 1 бухгалтерского баланса) на начало реализации проекта.

Для субъектов малого предпринимательства, кроме того в объем собственных средств инвестора, направляемых на финансирование проекта, включаются прибыль, начисленная амортизация, получаемые в результате производственной деятельности в период создания производственных мощностей по данному проекту*.

----------------

* Статус субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 25, ст.2343).

3.4. В целях отбора наиболее эффективных проектов необходимо учитывать, что срок окупаемости инвестиционного проекта, как правило, не должен превышать двух лет с момента получения средств федерального бюджета на возвратной и платной основе.

3.5. Инвестор имеет право выбора следующих форм участия государства в финансовом обеспечении победившего по конкурсу проекта:

а) предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговариваются в соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с уполномоченными коммерческими банками;

б) предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета.

Размер пакета акций, закрепляемых в собственности государства, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом проекта.

4. Конкурсное размещение централизованных
инвестиционных ресурсов среди инвесторов

4.1. Комиссия по инвестиционным конкурсам посредством публикаций в средствах массовой информации доводит до сведения потенциальных претендентов на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов следующие сведения о предстоящем конкурсе:

- адрес организатора конкурса, у которого можно получить разъяснения;

- порядок оформления конкурсной заявки, требования к ее визированию и оформлению;

- требования к процедуре передачи заявок в Комиссию по инвестиционным конкурсам;

- обязательство конфиденциальности любой документации, составляемой в рамках проводимого конкурса;

- информацию о возможности внесения участниками конкурса изменений в имеющийся проект при соблюдении требований по согласованию с Комиссией по инвестиционным конкурсам, проводящей конкурс, или без такового;

- процедура и срок определения Комиссией по инвестиционным конкурсам победителя конкурса;

4.2. Претенденты, желающие участвовать в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов, направляют заявки в адрес Комиссии по инвестиционным конкурсам в двух экземплярах. Рекомендации по составу заявок претендентов приводятся в Приложении N 1.

4.3. Заявки претендентов регистрируются и рассматриваются Комиссией по инвестиционным конкурсам.

На основе представленных заявок проводится проверка финансовой состоятельности претендентов и принимается решение об их участии в конкурсе.

Не допускаются к конкурсу претенденты:

- структуры которых находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством;

- сообщившие о себе ложные сведения;

- не предоставившие необходимые документы, а также надлежащие гарантии в отношении выполнения финансовых обязательств.

4.4. Обязательной составной частью заявки на участие в конкурсе является утвержденный претендентом бизнес-план, составленный на основе проектно-сметной документации.

4.5. Проектно-сметная документация должна соответствовать требованиям СНиП 11-01-95. Ее экспертиза осуществляется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства". Показатели бизнес-плана основываются на технологических и технико-экономических расчетах, проработке инженерных решений и показателей эффективности, ликвидности и финансовой устойчивости по данному объекту инвестирования.

Макет бизнес-плана претендента для участия в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов между проектами приведен в Приложении N 2.

4.6. Комиссия по инвестиционным конкурсам с привлечением независимых экспертов, консультантов и т.д. в течение 45 дней со дня регистрации заявки рассматривает материалы претендента и принимает решения о предоставлении (отказе) претенденту поддержки за счет централизованных инвестиционных ресурсов.

Предложения о конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов среди объектов агропромышленного комплекса в тот же срок согласовываются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

4.7. Комиссия по инвестиционным конкурсам в течение десяти дней после принятия решения о выделении централизованных инвестиционных ресурсов сообщает о нем победителю конкурса и направляет письменные уведомления о своем решении тем претендентам, чьи предложения ею отклонены.

5. Расчеты организаторов и участников конкурса
после его проведения

5.1. Сообщение Комиссией по инвестиционным конкурсам претенденту-победителю подтверждается выпиской из решения Комиссии.

5.2. По результатам инвестиционного конкурса оформляются следующие документы:

- протокол Комиссии по инвестиционным конкурсам о выделении централизованных капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, победителю конкурса;

- соглашение о финансировании инвестиционного проекта за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе, подписанное Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным коммерческим банком;

- договор о финансировании проекта, подписанный уполномоченным коммерческим банком и предприятием-претендентом;

- соглашение о закреплении в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, подписанное Министерством финансов Российской Федерации, Российским фондом федерального имущества, претендентом-победителем и акционерным обществом, которое составляется при финансовом обеспечении проекта согласно пункту 3.5б.

5.3. Средства федерального бюджета, предоставляемые для финансирования коммерческих инвестиционных проектов, выделяются Министерством финансов Российской Федерации претенденту в пределах фактически произведенных затрат с соблюдением доли централизованных инвестиционных ресурсов и доли собственных и заемных средств в остаточной сметной стоимости проекта, подлежащей реализации, на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы, а также при наличии документов, подтверждающих фактическое направление собственных и заемных средств на финансирование инвестиционных проектов.

5.4. Министерство финансов Российской Федерации перечисляет коммерческому банку средства федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных программ в недельный срок после предоставления коммерческим банком информации о фактически заключенных договорах с предприятиями и организациями и расчетов потребности на выделение средств на основании расчетно-платежных документов предприятий и организаций, осуществляющих инвестиционные программы.

Министр экономики
Российской Федерации                                   Е.Г.Ясин
20 марта 1996 г.
N ЕЯ-77


Заместитель Министра   Заместитель Министра   Заместитель Министра
экономики Российской   финансов  Российской   строительства
Федерации              Федерации              Российской Федерации

22 февраля 1996 г.     12 марта 1996 г.       26 февраля 1996 г.
                       N 7-02-19              N ВБ-11-37/7

Приложение 1

Рекомендации по составу заявки претендентов
на участие в конкурсном распределении
централизованных инвестиционных ресурсов

Заявка претендента представляется в двух экземплярах в Комиссию по инвестиционным конкурсам. Каждый документ в составе заявки заверяется подписью и печатью претендента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»