УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 августа 1996 года N 932
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра"
Наименование Программы - федеральная целевая программа
"Создание автоматизированной
системы ведения государственного
земельного кадастра"
Основные разработчики - Роскомзем
Программы Федеральный кадастровый центр "Земля"
Институт государства и права Российской
академии наук Институт макроэкономических
исследований при Минэкономики России
Цель Программы - разработка и развертывание
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра,
обеспечивающей на всей территории
Российской Федерации
проведение единой политики в области
земельного кадастра
Сроки реализации - 1996-2000 годы
Программы I очередь - 1996-1997 годы
II очередь - 1997-1998 годы
III очередь - 1998-2000 годы
Перечень основных - разработка и совершенствование
мероприятий нормативной правовой базы
государственного земельного кадастра;
разработка системного и технического
проектов;
разработка программных средств;
разработка подсистемы защиты информации;
разработка подсистемы передачи данных;
развертывание программно-технических
комплексов;
информационное обеспечение системы;
создание организационных структур;
подготовка и переподготовка кадров
Основные исполнители - Роскомзем, Минсельхозпрод России,
Программы Минстрой России, Госкомимущество России,
Федеральная комиссия по недвижимому
имуществу и оценке недвижимости,
Роскоминформ, ФАПСИ, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также другие
исполнители, привлекаемые в соответствии
с порядком разработки и реализации
федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ,
в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, утвержденным
постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. N 594
"О реализации Федерального закона
"О поставках продукции для федеральных
государственных нужд"
Объемы и источники - всего по программе - 8718,4 млрд. рублей,
финансирования в том числе 3633,3 млрд. рублей из
федерального бюджета;
на 1996 год - 1591 млрд. рублей, в том
числе 617,1 млрд. рублей из федерального
бюджета
Ожидаемые конечные - ведение государственного земельного
результаты реализации кадастра на современном техническом и
Программы технологическом уровне, исчерпывающая
кадастровая информация о составе,
состоянии и движении земельных ресурсов
будут способствовать увеличению
поступления платежей за землю,
функционированию цивилизованного рынка
земли и недвижимости и защите прав
на землю
Система контроля за - контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля за ходом
реализации федеральных целевых программ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Федеральная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" (далее именуется - Программа) разработана в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Российской Федерации, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.
С начала 90-х годов в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность. Около 16 млн. личных подсобных хозяйств граждан, 15 млн. коллективных садоводов и более 5 млн. индивидуальных застройщиков имеют почти 7,5 млн. га земли, развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства.
Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.
Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов.
Более 30 млн. юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю.
Потребовалось в срочном порядке провести сплошную инвентаризацию земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 1996 года такие работы проведены на площади около 4,5 млн. га и в настоящее время продолжаются.
Формируется рынок земли, так в 1995 году было зарегистрировано более 200 тыс. сделок купли-продажи земельных участков между гражданами и юридическими лицами.
В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.
В городах до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользований - они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач. При обследовании крупных городов практически везде отсутствовали документы на право пользования земельными участками.
Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.
До принятия соответствующих федеральных законов основными документами, регламентирующими ведение государственного земельного кадастра как системы, содержащей достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и кадастровой оценке земель, являются Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а также Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".
В соответствии с ними государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся Роскомземом по единой системе на всей территории Российской Федерации и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
Отсутствие современных отечественных методов ведения земельного кадастра, особенно в области защиты прав на землю, обусловило необходимость системного изучения зарубежного опыта. Роскомземом были установлены контакты с национальными кадастровыми службами Швеции, Швейцарии, Дании, Германии, Италии, Финляндии, Испании, Австралии, Канады, Новой Зеландии и других стран.
К финансированию работ по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра привлечены Всемирный банк реконструкции и развития (проект "ЛАРИС"), Европейский банк реконструкции и развития (проект "ТАСИС") и другие международные финансовые институты. Выполняются работы в рамках российско-германского проекта "ГЕРМЕС", что позволит в 1996 - 1997 годах технически оснастить 400 кадастровых бюро.
В результате совместной деятельности разработана и испытана в разных вариантах усовершенствованная модель регистрационной части земельного кадастра. Проведено обучение технологиям кадастровых работ более 2000 российских специалистов, создано и оснащено необходимым оборудованием более 250 кадастровых бюро в различных регионах России.
Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию в Российской Федерации национальной земельно-кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровых данных.
Необходимость принятия Программы обуславливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и градостроительству и другие).
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель Программы - разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (далее именуется - система) как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории Российской Федерации проведение единой политики в области земельного кадастра.
Программа направлена на обеспечение интересов государства и населения страны, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.
Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.