3.1. Идея структуры федеральной информационно -аналитической системы
С целью обеспечения эффективного решения возложенных на ИАС задач в основу архитектурного решения положен принцип выделения функциональных логических подсистем.
В ИАС выделяются базовые функциональные и специализированные подсистемы.
Базовые функциональные подсистемы обеспечивают решение основных задач Министерства и реализуют взаимодействие ряда подразделений (Департаментов, Главных управлений, Управлений) Министерства и территориальных органов.
Специализированные подсистемы ориентированы на решение определенного круга тематических задач, вытекающих из функций подразделений (Департаментов, Главных управлений, Управлений) Минприроды России и его территориальных органов.
Все подсистемы функционируют с использованием унифицированных информационно-технологических решений, что обеспечивает оптимальный обмен данными между подсистемами, единство системных и согласованность пользовательских интерфейсов.
3.2. Базовые функциональные подсистемы
К базовым функциональным подсистемам относятся:
- информационная подсистема экологического мониторинга Минприроды России (в составе ЕГСЭМ);
- информационная подсистема экологической безопасности (АИУС "Экобезопасность");
- подсистема управления движением организационно распорядительной документации и связи с органами государственной власти;
- информационная подсистема нормативно-правовых актов;
- подсистема научно-технической информации;
- подсистема государственных кадастров природных ресурсов;
- подсистема государственной статистической отчетности;
- информационная подсистема государственного экологического контроля (атмосферный воздух, поверхностные воды суши, почв и земельных ресурсов, отходы производства и потребления);
- подсистема информационного обеспечения разработки и реализации экологических программ;
- подсистема информационного обеспечения подготовки ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.
Информационная подсистема экологического мониторинга (ИПЭМ) обеспечивает организацию сбора, передачи, хранения и обработки данных о состоянии окружающей природной среды, источниках антропогенного воздействия. ИПЭМ осуществляет активный обмен данными с территориальными органами Минприроды России, министерствами и ведомствами эколого-ресурсного блока, другими органами государственной власти, средствами массовой информации и заинтересованными организациями. ИПЭМ осуществляет обеспечение специализированных подсистем данными о состоянии окружающей природной среды.
Информационная подсистема экологической безопасности (АИУС "Экобезопасность") обеспечивает заинтересованные подразделения Министерства данными о чрезвычайных экологических ситуациях, прогнозах их возникновения и последствиях развития, участвуя в качестве подсистемы в Российской системе по чрезвычайным ситуациям (РСЧС).
Подсистема управления движением организационно распорядительной документации и связи с органами государственной власти автоматизирует документооборот в системе Минприроды России, обеспечивает возможность эффективного обмена электронными копиями документов (внутренними и внешними) между структурными подразделениями Министерства, территориальными органами, высшими органами государственной власти, другими органами федеральной исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и другими государственными заинтересованными организациями.
Информационная подсистема нормативных правовых актов обеспечивает хранение и эффективное распространение нормативных правовых актов как в системе Минприроды России, так и во внешних информационных системах.
Подсистема научно-технической информации обеспечивает организацию сбора, оценки и пропаганды научно-технических достижений подведомственных институтов, территориальных природоохранных органов и других организаций в разработке новых технологий, природоохранного оборудования, приборов и информационной продукции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также сбор, анализ, обобщение информации о конференциях, семинарах, совещаниях, выставках, организуемых Министерством, подведомственными ему организациями, территориальными природоохранными органами, другими министерствами и ведомствами по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
Подсистема государственных кадастров природных ресурсов обеспечивает все заинтересованные подразделения Министерства информацией о состоянии природных ресурсов в федеральном разрезе.
Подсистема государственной статистической отчетности обеспечивает все заинтересованные подразделения Министерства данными государственной статистической отчетности (в том числе специализированной отчетности территориальных органов Минприроды России).
Информационная подсистема государственного экологического контроля обеспечивает обобщенной информацией (атмосферный воздух, поверхностные воды суши, почв и земельных ресурсов, отходы производства и потребления, заключения государственной экологической экспертизы, информация населения о чрезвычайных экологических ситуациях) работу Департамента государственного экологического контроля и других заинтересованных подразделений Министерства в части решения управленческих задач, возложенных на соответствующие подразделения.
Подсистема информационного обеспечения разработки и реализации экологических программ (ПИЭП) обеспечивает организацию сбора, передачи, хранения и обработки данных о федеральных и региональных экологических программах, их разработке, утверждении, реализации, экономической и экологической эффективности. ПИЭП должна давать исчерпывающую информацию для осуществления государственного контроля в период разработки и реализации экологических программ. ПИЭП функционирует в едином информационном поле с территориальными органами Минприроды России, министерствами, ведомствами, другими организациями.
Подсистема информационного обеспечения подготовки ежегодного Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации (ПИГД) обеспечивает данными по качеству природной среды и состоянию природных ресурсов, по экологической оценке состояния территорий, воздействию на окружающую среду отраслей народного хозяйства и государственному регулированию природопользования и охране окружающей среды в Российской Федерации. ПИГД функционирует в едином информационном поле с территориальными органами Минприроды России, министерствами, ведомствами, другими заинтересованными организациями.
Регламентное функционирование базовых подсистем обеспечивают соответствующие Департаменты (Главные управления, Управления) Минприроды России.