Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

Об основах бюджетного устройства и
бюджетного процесса в РСФСР

(с изменениями на 10 июля 1996 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2000 года на основании
Федерального закона от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом РСФСР от 18 декабря 1991 года N 2056-1;

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2301-1;

Законом Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1;

Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 118-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 31, 31.07.95);

Федеральным законом от 10 июля 1996 года N 95-ФЗ (Российская газета, N 132, 16.07.96).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие части 3 статьи 16, статей 20, 21, 22 настоящего Закона приостановлено до принятия новой редакции Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" - Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 118-ФЗ.

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Действие части третьей статьи 16 настоящего Закона приостановлено - Федеральный закон от 10 июля 1996 года N 95-ФЗ.

____________________________________________________________________


РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Бюджет

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Статья 2. Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РСФСР, республиканских бюджетов республик в составе РСФСР, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР.

Статья 3. Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР.

Статья 4. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

2. Бюджетный процесс в РСФСР строится в соответствии с настоящим Законом, иными законами РСФСР, регулирующими бюджетный процесс, а также законами республик в составе РСФСР и решениями Советов народных депутатов.

3. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

4. Республиканский бюджет РСФСР, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РСФСР утверждаются соответственно в форме закона Верховным Советом РСФСР, Верховными Советами республик в составе РСФСР, в форме решений - местными Советами народных депутатов.

5. Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик в составе РСФСР, исполнительными органами местных Советов народных депутатов ежегодно составляются консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующей территории.

6. Финансовый (бюджетный) год на территории РСФСР устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).

Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Статья 5. Бюджетно-финансовая политика

1. Бюджетно-финансовая политика РСФСР, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно-финансовой, налоговой политикой республик в составе РСФСР, национально-государственных и административно-территориальных образований, а также с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой РСФСР.

2. Бюджетно-финансовая политика РСФСР проводится в координации с соответствующей политикой республик в составе СССР, а также с соответствующими союзными органами. РСФСР добровольно принимает на себя обязательства по согласованию бюджетно-финансовой политики РСФСР с зарубежными государствами и международными организациями в рамках межгосударственных договоров и соглашений.


Статья 6. Взаимоотношения с союзным бюджетом

РСФСР для реализации делегированных Союзу ССР полномочий, а также осуществления расходов в интересах РСФСР выделяет целевые финансовые средства в размере и форме, утверждаемых Верховным Советом РСФСР.

     

     

РАЗДЕЛ II

ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА



Статья 7. Структура бюджетной системы

В соответствии с Конституцией РСФСР в бюджетную систему РСФСР как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Статья 8. Единство бюджетной системы

1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РСФСР и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.

2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

3. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Статья 9. Самостоятельность бюджетов

Республиканский бюджет РСФСР, республиканские бюджеты республик в составе РСФСР, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований являются самостоятельными.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

отчисления по регулирующим доходным источникам;

дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в рамках законодательства РСФСР.

Статья 10. Доходы бюджетов

Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством РСФСР и статьей 9 настоящего Закона.

Статья 11. Расходы бюджетов

Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

Статья 12. Бюджетная классификация

1. В РСФСР используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации, обеспечивающие общесоюзную и международную сопоставимость бюджетных данных.

2. Утверждение структуры и состава бюджетной классификации в РСФСР возлагается на Верховный Совет РСФСР.

Статья 13. Сбалансированность бюджетов

1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

3. В целях сбалансированности бюджета соответствующими Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Верховным Советом РСФСР, а также Верховными Советами республик в составе РСФСР и местными Советами народных депутатов в рамках их компетенции.

Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопросы о предоставлении республиканскому бюджету РСФСР кредитных ресурсов и выпуске государственных займов рассматриваются Верховным Советом РСФСР по представлению Совета Министров РСФСР. Разрешение на кредитование и размещение займов оформляется в виде постановления Верховного Совета РСФСР.

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной или увеличение расходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим Верховным Советом и местным Советом народных депутатов, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Статья 14. Взаимоотношения бюджетов с другими элементами
финансовой системы

1. Бюджетная система РСФСР является частью финансовой системы РСФСР, включающей в себя финансы самостоятельных юридических и физических лиц.

Платежи, взысканные с предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.

Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению арбитражного суда (абзац в редакции Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1).

2. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования и дотации предприятиям и иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности государства или местных Советов народных депутатов на соответствующее предприятие или на имущество иных юридических лиц.

3. Расходная часть бюджетов развития может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность государства или местных Советов народных депутатов на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении ею или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.

4. Созданная за счет государственных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается соответствующим органам управления государственным имуществом.

5. Доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды) или от продажи либо сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций, могут быть полностью или частично включены в доход бюджета или направлены на нужды развития соответствующего предприятия.

6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти на территории РСФСР производятся свободно в капитал предприятий любой категории на общих коммерческих условиях, за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением органов законодательной власти.

7. В соответствии с решениями Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, а также местных Советов народных депутатов в рамках законодательства РСФСР могут образовываться целевые внебюджетные фонды, в том числе совместные с Союзом ССР, с суверенными республиками СССР, республиками в составе РСФСР или местными органами власти, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

     

РАЗДЕЛ III

ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА



Статья 15. Организация бюджетного процесса

1. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функции Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, местных Советов народных депутатов.

2. В РСФСР устанавливается банковская система кассового исполнения бюджета. Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия другой банк по его поручению ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти.

3. Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов ежегодно до начала рассмотрения проектов бюджетов в Верховном Совете РСФСР, Верховных Советах республик в составе РСФСР и местных Советах народных депутатов делают их достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджетов. Совет Министров РСФСР ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированных бюджета РСФСР и бюджетов республик в составе РСФСР.

4. Органы исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов представляют сведения об исполнении консолидированных бюджетов территорий в Министерство финансов РСФСР и Государственный комитет РСФСР по статистике. Определение конкретных сроков и форм бюджетной отчетности для бюджетов возлагается на Министерство финансов РСФСР и Государственный комитет РСФСР по статистике.

5. Верховным Советом РСФСР и Верховными Советами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.

Статья 16. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов

1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в соответствующие Советы народных депутатов о постатейном санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджетов.

Рассмотрение предложений в соответствующем Совете народных депутатов обязательно включает в себя всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности их осуществления.

Принимаемые Советами народных депутатов решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходных источников, перераспределения расходов.

Решения Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов республик в составе РСФСР, местных Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.

2. Совет Министров РСФСР, Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий Совет народных депутатов. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»