ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 сентября 1993 года N 01-13/9590
О формировании цен и наценок на продукцию
(товары) в предприятиях общественного питания
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 3 октября 2002 года N 1056
____________________________________________________________________
Финансовое управление Государственного таможенного комитета Российской Федерации доводит до сведения письмо Государственной налоговой службы от 01.07.93 N НП-4-05/96Н "О формировании цен и наценок на продукцию (товары) в предприятиях общественного питания" и письмо Комитета Российской Федерации по торговле от 14.06.93 N 1-980/32-7 "О разъяснении к письму от 05.04.93 N 1-565/32-7, 01-17/497-07".
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.03.91 N 256 местным органам власти и управления предоставлено право утверждать предельные наценки в общественном питании исходя из экономически обоснованных затрат на производство и реализацию продукции и товаров. При этом в условиях перехода к рыночной экономике и либерализации цен Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации цен" рекомендовало этим органам при регулировании наценок использовать средства местных бюджетов по предприятиям общественного питания (школьным, студенческим, рабочим столовым и др.).
Поступающая с мест информация свидетельствует о том, что складывающаяся в настоящее время практика ценообразования в общественном питании значительно осложнилась в связи с переходом на расчеты за поставляемые товары (сырье) по свободным отпускным ценам.
В целях упрощения ценообразования Комитет Российской Федерации по торговле и Комитет Российской Федерации по политике цен рекомендуют формировать цены на продукцию и товары, реализуемые в предприятиях общественного питания, исходя из свободных отпускных цен на эти товары (при закупке сельхозпродукции у сельских производителей, заготовителей - исходя из цен закупки) с применением единого показателя наценок (вместо торговых надбавок и наценок общественного питания).
Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые в предприятиях общественного питания (как внутри, так и вне торговых залов), определяются с учетом возмещения издержек производства и обращения, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога), и обеспечения рентабельной работы предприятий.
При этом в состав издержек производства и обращения включаются расходы по доставке, хранению, подсортировке, упаковке товаров, расходы на оплату труда и материально-техническое оснащение предприятий, отчисления на социальные нужды, страхование, арендную плату, рекламу, предоставление посетителям дополнительных услуг и другие расходы в соответствии с действующим порядком. В состав расходов на материально-техническое оснащение, дополнительные услуги и отчисления на социальные нужды следует включать стоимость затрат по элементам "Материальные затраты", "Прочие затраты" и "Отчисления на социальные нужды" в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (письмо Комитета по торговле Минторгресурсов Российской Федерации от 08.09.92 N 1-2765/32-2).
Размеры наценок могут дифференцироваться в зависимости от вида продукции (товаров), места, времени реализации и потребительского спроса.
Уровень цен на продукцию и товары, реализуемые в столовых и буфетах, находящихся на балансе хозяйствующих субъектов (производственных предприятий, организаций и т.д.), определяется этими субъектами самостоятельно с учетом положений Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности". При определении наценок для таких предприятий общественного питания учитываются расходы на их содержание, суммы средств, выделяемые на компенсацию для удешевления стоимости питания рабочим и служащим, условия деятельности и т.п.
В предприятиях и организациях (в том числе бюджетной сферы), не имеющих на своих балансах столовых и буфетов, рабочие и служащие обеспечиваются услугами общественного питания на основе договоров между этими предприятиями (организациями) и предприятиями общепита. В договорах обуславливается уровень наценок на реализуемую продукцию (товары), который определяется с учетом ассигнований, выделяемых на содержание предприятий общественного питания.
При формировании в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 N 55 уровня наценок в столовых и буфетах по месту учебы детей, подростков, студентов для обеспечения нормальных условий деятельности этим предприятиям общественного питания следует исходить из того, что Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в РСФСР" предусмотрено установление правительствами республик в составе России, органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга различных муниципальных льгот за счет средств местных бюджетов, включая льготные тарифы на важнейшие виды коммунальных, бытовых, транспортных услуг и т.д.
Органами исполнительной власти на местах могут приниматься решения об установлении предельных наценок для рабочих столовых, отнесенных к муниципальной собственности. В таких случаях указанным предприятиям общественного питания могут предоставляться льготы по аналогии с предусмотренными для школьных столовых.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.92 N 712 "Об упорядочении практики установления торговых надбавок" местным органам власти предоставлено право разрешать предприятиям общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности самостоятельно устанавливать размеры наценок на реализуемые товары (продукцию). В том случае, если в регионе принято решение о передаче права установления наценок непосредственно предприятиям общественного питания, при формировании цен и наценок на продукцию и товары рекомендовано руководствоваться вышеизложенным порядком. При этом в столовых и буфетах общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, отнесенных к муниципальной собственности, считается целесообразным сохранить регулирование наценок на продукцию и товары.
Одновременно Комитет Российской Федерации по торговле и Комитет Российской Федерации по политике цен считают, что вопрос о распространении на продукцию предприятий общественного питания порядка округления цен, действующего в предприятиях розничной торговли (письма Комитета цен при Минэкономики Российской Федерации от 27.04.92 N 01-17/116-06 и от 14.09.92 N 01-17/669-06), может быть решен местными органами исполнительной власти.
Прошу принять к сведению и руководству.
Начальник Финансового управления
ГТК России А.Д.Листопад