Недействующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык" (с изменениями на 30 декабря 2000 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Федеральная целевая программа "Русский язык" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 года N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации".

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Русский язык в Российской Федерации призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых Государств и Балтии, с мировым сообществом в целом.

В связи с развитием процессов межнациональной и межгосударственной интеграции в настоящее время необходимо обеспечить на общегосударственном уровне поддержку русского языка как мощного социального фактора консолидации стран СНГ, как стимула развития культурных, правовых, экономических и политических отношений внутри Российской Федерации, реализации геополитических интересов России. Программа предусматривает усиление позиций русского языка в России, в странах СНГ и за их пределами.

Основными целями Программы являются:

духовное возрождение и обновление России;

формирование государственной политики в области русского языка;

развитие и поддержка русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации;

повышение статуса русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов России и зарубежных стран;

укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и СНГ;

расширение функций русского языка как одного из распространенных языков мира;

разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации.

Указанные цели реализуются в Программе в следующих разделах:

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, основа его духовной и художественной культуры.

Русский язык как мировой язык.

В Законе РСФСР "О языках народов РСФСР", принятом 25 октября 1991 года, русский язык объявлен государственным языком на всей территории России. В пункте 2 статьи 3 Закона сказано: "Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР". В соответствии с конституциями и законами о языках, принятыми в 10 республиках Российской Федерации, языки титульных народов также объявлены государственными. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации был подтвержден Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает:

"1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".

Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка:

сокращаются сферы функционирования русского языка на территории бывшего СССР, в результате чего многие миллионы людей, говорящих на русском языке, не могут в полной мере использовать его в сферах управления, образования, культуры, литературы и информатики;

меняется концепция развития национально-русского двуязычия в бывших республиках СССР, что приводит к ослаблению значения русского языка в странах СНГ и Балтии; это, в свою очередь, отрицательно влияет и на отношение к проблемам двуязычия в отдельных регионах Российской Федерации;

сокращается объем деловой корреспонденции на русском языке; изменение форм и методов управления в условиях перехода к рыночной экономике не обеспечено новыми стандартами и правилами деловой корреспонденции, делопроизводства и архивного дела;

сокращается издание книг на русском языке, значительно уменьшились их тиражи, рынок книг ущербен и примитивен, резко сократился выпуск серьезных научных и художественных публикаций, в том числе книг по русскому языку, из-за перепрофилирования многих издательств на выпуск конъюнктурной литературы;

не вполне отвечают потребностям современного российского общества преимущественно переводные информационные системы;

отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечает потребностям современного общества;

возникли серьезные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям;

отсутствует налаженная система пропаганды русского языка в средствах массовой информации, в средней и высшей школе, в профессиональных сферах.