МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 июня 1996 года N 261

Об утверждении положений
о региональных и
территориальных центрах
медицины катастроф

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 3.05.1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28.02.1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и в целях совершенствования управления Всероссийской службой медицины катастроф, повышения ее готовности к оказанию медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях


УТВЕРЖДАЮ:

1. Положение о Региональном центре медицины катастроф (приложение 1).

2. Положение о Территориальном центре медицины катастроф (приложение 2).

3. Типовую структуру регионального центра медицины катастроф (приложение 3).

4. Типовую структуру территориального центра медицины катастроф (приложение 4).


ПРИКАЗЫВАЮ:

Руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям территориальных органов управления здравоохранения, директорам региональных и территориальных центров медицины катастроф принять к сведению и руководству документы, утвержденные настоящим приказом.

     Министр                                       А.Д.Царегородцев

Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и медицинской промышленности
Российской Федерации
от 21 июня 1996 года N 261

ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном центре медицины катастроф

1. Общие положения.

1.1. Региональный центр медицины катастроф (далее именуется РЦМК) создается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.05.94 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и "Положением о Всероссийской службе медицины катастроф", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 г. N 195.

1.2. РЦМК в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Минздравмедпрома России и Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", решениями федеральной, региональной межведомственных координационных комиссий медицины катастроф и настоящим Положением.

По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач РЦМК руководствуется документами регионального центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

1.3. РЦМК является органом управления службы медицины катастроф с правом юридического лица и создается решением Минздравмедпрома России.

1.4. РЦМК предназначен для координации деятельности служб медицины катастроф субъектов Российской Федерации региона по организации медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, а также для организации выполнения научных исследований по проблемам службы медицины катастроф, разработки организационно-методических документов с учетом особенностей территорий, входящих в состав региона.

1.5. Организационно-штатная структура РЦМК, перечень, количество и состав нештатных формирований службы медицины катастроф и клинической базы центра (с подвижным формированием) определяются с учетом прогнозируемой медико-тактической обстановки, материально-технических и кадровых возможностей региона и утверждается Минздравмедпромом России.

1.6. В своей деятельности РЦМК выполняет функции штаба службы медицины катастроф региона и является одновременно территориальным центром административной территории. По решению региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф к работе в составе РЦМК (штаба службы медицины катастроф) могут привлекаться представители (направленцы) от органов управления, учреждений и организаций ведомственного подчинения, участвующих в соответствии с возложенными на них задачами в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.7. РЦМК взаимодействует с имеющимися на территории региона органами управления, формированиями и учреждениями Минобороны России, МЧС России, Госкомсанэпиднадзора России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. На РЦМК возлагаются следующие типовые задачи.

2.1. В режиме повседневной деятельности:

обеспечение круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы по сбору и анализу информации медико-санитарного характера о возможности возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

поддержка в постоянной готовности системы оповещения;

планирование медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

руководство в соответствии с решением региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф созданием, оснащением и подготовкой к работе при ликвидации чрезвычайных ситуаций органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;

организация и поддержание взаимодействия между входящими в состав службы медицины катастроф органами управления, формированиями, учреждениями и организациями;

разработка и представление на утверждение региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф состава штаба службы медицины катастроф;

организационно-техническое обеспечение работы региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф;

руководство (по специальности и методическое) службой медицины катастроф на территориальном уровне, контроль за состоянием их готовности и работой по оказанию медицинской помощи;

организация, осуществление контроля и оказание помощи органам управления, формированиям и учреждениям службы медицины катастроф;

текущее планирование работы РЦМК при повседневной деятельности в целях повышения его готовности и обеспечения устойчивого управления службой медицины катастроф;

создание резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф, организация его хранения и обновления (освежения);


организация подготовки кадров службы медицины катастроф;

участие в подготовке населения и личного состава аварийно-спасательных формирований единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к оказанию первой медицинской помощи;

изучение и анализ работы службы медицины катастроф, ведение учета и отчетности;

организация научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по совершенствованию службы медицины катастроф, повышение ее готовности и эффективности деятельности в чрезвычайных ситуациях.

2.2. В режиме повышенной готовности:

получение сигнала (распоряжения) о введении режима повышенной готовности, доклад руководителю региональной межведомственной координационной комиссии, введение по его указанию в действие соответствующего раздела плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

оповещение (в соответствии с планом) органов управления, учреждений, организаций и формирований, введение режима повышенной готовности;

усиление дежурно-диспетчерской службы, при необходимости перевод на круглосуточную работу (полностью или частично) персонала центра, уточнение порядка создания и состава оперативных групп, определение их задач;

сбор, обобщение и анализ данных, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки, подготовка и доклад предложений руководителю региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф;

     организация выполнения             формированиями             и
учреждениями регионального   уровня   службы   медицины    катастроф
мероприятий повышенной готовности, проверка их выполнения и оказание
помощи;

уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и подготовка дополнительных распоряжений;

координация проводимых, в соответствии с обстановкой, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

проверка готовности к использованию медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества;

поддержание постоянной связи с региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Всероссийским центром медицины катастроф "Защита", взаимодействующими органами и учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф.

2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:

получение сигнала (распоряжения) о введении режима чрезвычайной ситуации, доклад руководителю региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф, введение по его указанию в действие соответствующего плана медико-санитарного обеспечения населения;

выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативной группы РЦМК;

оповещение (в соответствие с планом) органов управления формирований и учреждений о введении режима чрезвычайной ситуации;

активный сбор информации об обстановке, ее оценка и доклад председателю региональной межведомственной координационной комиссии предложений по организации медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения, доведение до исполнителей соответствующих распоряжений;

выдвижение формирований службы медицины катастроф для работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;


организация лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по медицинской защите населения, персонала аварийно-спасательных формирований;

организация медицинского, материально-технического снабжения учреждений и формирований службы медицины катастроф;

организация управления формированиями и учреждениями службы медицины катастроф, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

организация медицинского обеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ведение и своевременная отработка учетно-отчетной документации по службы медицины катастроф;

организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны чрезвычайной ситуации;

организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и живых лиц (во взаимодействии с соответствующими органами).

3. Планирование медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

3.1. Основным документом подготовки службы медицины катастроф и ее работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является план медико-санитарного обеспечения населения. Он разрабатывается применительно к различным чрезвычайным ситуациям, для ликвидации которых необходимо привлечение сил и средств службы медицины катастроф регионального уровня.

3.2. План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайной ситуации подписывается руководителем региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф, согласовывается с входящими в нее представителями, с региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и утверждается директором Всероссийского центра медицины катастроф "Защита".

4. Планирование и управление повседневной деятельностью РЦМК.

4.1. Центр планирует свою деятельность на год и поквартально в соответствии с задачами, определенными нормативно-методическими документами Минздравмедпрома России, МЧС России, указаниями и распоряжениями региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и Всероссийского центра медицины катастроф "Защита". План работы согласовывается с Всероссийским центром медицины катастроф "Защита", подписывается директором центра и утверждается руководителем региональной межведомственной координационной комиссии медицины катастроф.

4.2. Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением директором, назначаемым и освобождаемым Минздравмедпромом России по представлению руководителя органа управления здравоохранения субъекта Российской Федерации, на территориальный центр медицины катастроф которого возложена выполнение функций РЦМК.

Директор по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к его компетентности, действует на принципах единоначалия.

5. Имущество и финансы РЦМК.

5.1. Имущественные права, порядок и источники финансирования центра закрепляются за ним Уставом территориального центра медицины катастроф, на который возложено выполнение функций РЦМК, утвержденным органом управления здравоохранения и комитетом по управлению имуществом субъекта Российской Федерации.

5.2. Финансирование выполнения возложенных на территориальный центр медицины катастроф функций РЦМК в отношении территорий, входящих в регион, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ в соответствии с утвержденной Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" сметой.

Для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в центре создается резервный фонд за счет средств, выделенных из централизованных фондов и других источников финансирования. Средства резервного фонда не подлежат изъятию в госбюджет. Дополнительными источниками финансирования центра могут быть: безвозмездные добровольные взносы и пожертвования от организаций, учреждений и отдельных граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. РЦМК самостоятельно планирует и осуществляет свою деятельность в пределах сметных ассигнований в области финансирования, капитального строительства и ремонта, материально-технического снабжения, труда и заработной платы, имеет право заключать хозяйственные и другие формы договоров с предприятиями, учреждениями и организациями.

6. Контроль и оценка деятельности РЦМК.

6.1. Контроль и оценка деятельности РЦМК осуществляется Всероссийским центром медицины катастроф "Защита", а также налоговыми, природоохранительными и другими органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством и законодательными актами Российской Федерации возложена проверка деятельности государственных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»