Формирование миграционной политики неразрывно связано с учетом возникающих объективных изменений и целей управления процессами миграции и определения подходов к прогнозированию возникновения и распределения миграционных потоков.
В настоящее время в условиях уникальных экономических преобразований традиционно применяемые методы прогнозирования не дают должного эффекта. Поэтому стоит задача создания модели развития миграционных процессов с учетом особенностей социально-экономического развития Российской Федерации.
Следует разработать систему формирования единого банка данных по существующим потокам мигрантов и регулярного проведения прогнозных расчетов, экспертных оценок и социологических исследований.
Создание единого банка данных необходимо увязать с проводимой в настоящее время работой по созданию общегосударственной системы автоматизированного документирования и учета населения, а также учитывать разработанные системы информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти.
Для успешной реализации Программы необходимо обеспечить все заинтересованные органы государственной власти информацией, характеризующей процессы миграции населения и сопряженные с ними социально-экономические и политические процессы.
В целях создания и успешного функционирования автоматизированной информационной системы "Миграция" необходимо, в первую очередь, формирование единой информационной сети органов ФМС России. Данная информационная база, дополненная необходимыми сведениями Госкомстата России, ФСЗ России, МВД России, МИД России и других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, станет основой создания Единого банка данных.
Информационное обеспечение Программы предусматривает сбор и обмен информацией по следующим направлениям:
I. Поступление в ФМС России учетно-статистической информации.
1. Информация о перемещениях основных контингентов мигрантов, характеризующая:
внутриреспубликанскую миграцию (данные собираются через систему органов МВД России, разрабатываются Госкомстатом России);
процессы перемещения беженцев и вынужденных переселенцев (данные собираются через систему территориальных органов ФМС России во взаимодействии с МВД России);
въезд и выезд, внешнюю миграцию в целом (данные собираются системой иммиграционного контроля ФМС России, пограничными и таможенными службами, органами МВД России, поступают в ФМС России и Госкомстат России).
2. Информационное обеспечение работы с беженцами и вынужденными переселенцами включает в себя информацию:
о пунктах первичного приема и иммиграционного контроля;
о центрах временного размещения;
о государственном жилищном фонде;
о целевом земельном фонде;
о выдаче ссуд и льготных кредитов (учетно-контрольная);
о возможностях расселения на постоянное место жительства.
Информационное обеспечение осуществляется по специальной программе, разработанной совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающей форму, общие показатели, механизм сбора и предоставления информации.
3. Информация о потенциальных мигрантах.
Основанием для разработки превентивных мероприятий по вынужденному переселению граждан на территорию России служит информация, аккумулируемая советниками по вопросам миграции в посольствах (консульствах) Российской Федерации в государствах республиках бывшего Союза ССР и оперативно пересылаемая в ФМС России.
4. Информационное обеспечение работы по внешней трудовой миграции и въезду иностранной рабочей силы включает в себя сбор информации:
о вакансиях за рубежом (в рамках межгосударственных соглашений, путем использования печатных изданий и т.д.);
о свободных рабочих местах и вакантных должностях внутри страны (через систему территориальных органов ФМС России и ФСЗ России).
Необходима разработка порядка регламентации информации о внешней трудовой миграции в средствах массовой информации.
II. Сбор и анализ информации об осуществлении миграционной политики в субъектах Российской Федерации.
III. Информирование населения о ситуации в предполагаемых местах расселения в регионах Российской Федерации, в том числе о конъюнктуре на региональных рынках труда и жилья, об экономической и социальной инфраструктуре, о правах беженцев и вынужденных переселенцев, трудящихся-мигрантов.