Развитие новых социально-экономических отношений на территории Российской Федерации требует кардинальных изменений в законодательстве России. Действующая в настоящее время правовая база не позволяет успешно осуществить системный подход к проблеме миграции.
Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" определяют только две категории лиц, совершающих вынужденную миграцию, и не охватывают всех миграционных потоков.
Дальнейшая разработка законодательства, регулирующего проблемы миграции, должна быть направлена на достижение следующих целей:
управление миграционными процессами в Российской Федерации, включая регулирование въезда и выезда мигрантов путем осуществления иммиграционного контроля, стабилизации миграционных потоков;
защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания, в том числе трудящихсямигрантов;
содействие в социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации.
Предполагается развитие договорных отношений в области миграции федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между ними.
Взаимоотношения между субъектами Российской Федерации, кроме договорных отношений, могут регулироваться путем создания межрегиональных программ.
В условиях развития института частной собственности на землю и установления новых отношений в землепользовании и землевладении требуется создание целевого земельного фонда для расселения вынужденных мигрантов и их обустройства.
Необходимо активнее использовать возможности Российской Федерации, как субъекта международного права. Следует провести анализ международных актов, касающихся как основных прав и свобод граждан, так и проблем беженцев для выработки рекомендаций о возможности присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов.
Во внешнеполитической деятельности в отношениях с государствами-республиками бывшего Союза ССР следует проводить линию, стимулирующую ратификацию ими международных документов по правам человека, дифференцируя взаимоотношения с этими государствами (политические, экономические, культурные и т.д.) с учетом данного обстоятельства. При этом необходимо добиваться получения от этих государств признания двойного гражданства, а также гарантий компенсации вынужденным мигрантам за оставляемое жилье и другое имущество.
Необходима разработка и систематизация
нормативно-терминологического аппарата, что позволит
классифицировать миграционные потоки, определит меры по их
регулированию и будет способствовать соблюдению интересов как
человека, так и государства.
Правовое регулирование проблем миграции на основе норм международного права предполагает:
для ситуации, когда Россия войдет в состав Европейского Союза, - присоединение к Конвенции 1950 года по защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, в том числе признающих юрисдикцию Комиссии и Суда по правам человека;
для ситуации с государствами - участниками СНГ - заключение между государствами - участниками СНГ соответствующей многосторонней конвенции, в том числе фиксация в ней положения о создании суда, призванного разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав человека;
для ситуации с другими государствами - заключение между Российской Федерацией и этими государствами двусторонних договоров о защите прав и основных свобод человека, национальных меньшинств, соотечественников и о создании комиссий по наблюдению за ходом их выполнения, уполномоченных принимать решения, обязательные для выполнения сторонами.
Увеличение потоков вынужденной миграции в бывшем Союзе ССР потребовало создания единого Кодекса правил обращения с беженцами и вынужденными переселенцами, проживавшими ранее на его территории.
В ходе разработки настоящей Программы в 1993 году ФМС России подготовлены и вступили в действие нормативные акты, регламентирующие работу с вынужденными переселенцами.
Мероприятия по правовому обеспечению Программы
+---------------------------------------------------------------+
¦ ¦1994¦1995¦ Ответственные¦
¦ Содержание мероприятий ¦год ¦год ¦ исполнители ¦
+---------------------------------------------------------------+
Провести анализ международных * ФМС России
правовых актов в области миграции и Минюст России
подготовить предложения по целесооб- МИД России
разности присоединения к ним
Российской Федерации
Подготовить предложения по изменению * ФМС России
и дополнению законодательства МИД России
Российской Федерации в части, касаю- Минюст России
щейся проблем миграции, защите прав
и свобод мигрантов
Подготовить проекты федеральных
законов:
"О миграции в Российской * ФМС России
Федерации" Минтруд России
ФСЗ России
Миннац России
МВД России
Минюст России
"Об эмиграции и иммиграции" * * ФМС России
МИД России
ФПС-Главкомат
ФСК России
МВД России
Минюст России
"Об убежище на территории * ФМС России
Российской Федерации" МИД России
Миннац России
ФСК России
МВД России
Минюст России
"О въезде, выезде и пребывании на * МИД России
территории Российской Федерации ФМС России
иностранных граждан и лиц без ФПС-Главкомат
гражданства" ФСК России
МВД России
Минюст России
"О правовом положении иностранных * * - " -
граждан на территории Российской
Федерации"
"О социальной защите трудящихся * ФМС России
мигрантов" Минсоцзащиты
России
Минтруд России
МИД России
Минсотрудни-
чество России
Минюст России
"О вакцинопрофилактике" * Госкомсанэпид-
надзор России
Минздравмед-
пром России
Миннац России
ФМС России
Минюст России
"О санитарной охране территории * Госкомсанэпид-
Российской Федерации" надзор России
Минздравмед-
пром России
Миннац России
ФМС России
Минюст России
Подготовить проекты следующих норма-
тивных актов:
Соглашения между федеральными орга- * * ФМС России
нами исполнительной власти и орга- Миннац России
нами исполнительной власти субъектов Минэкономики
Российской Федерации о расселении России
лиц, ищущих убежища в России МИД России
Минсотрудни-
чество России
Минюст России
Постановление Правительства * Роскомзем
Российской Федерации "О порядке ФМС России
формирования целевого земельного Минэкономики
фонда для расселения беженцев и России
вынужденных переселенцев и режиме Миннац России
его использования" Минюст России
Постановление Правительства * Роскомзем
Российской Федерации Минфин России
"О порядке использования средств ФМС России
специального денежного фонда Минюст России
"Земля"
Постановление Правительства * МЧС России
Российской Федерации Миннац России
"О порядке взаимодействия федеральных ФМС России
органов исполнительной власти и МВД России
органов исполнительной власти Минюст России
субъектов Российской Федерации при
эвакуации населения в условиях
чрезвычайной ситуации"
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.
2.3. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ
Для решения проблемы вынужденных мигрантов требуется создание системы мер, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Разработка комплексного подхода к созданию условий приема и размещения вынужденных мигрантов в соответствии с их статусом (стимулирование самообеспечения беженцев и вынужденных переселенцев с одной стороны и экономическое развитие принимающего региона - с другой).
Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить перспективу развития принимающих регионов, которая наряду со стимулированием участия беженцев и вынужденных переселенцев в собственном обустройстве предусматривает комплекс мер, позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение отдельных территорий и страны в целом.
2. Разработка и реализация программ помощи социально незащищенным категориям вынужденных мигрантов.