Недействующий

О Федеральной миграционной программе (с изменениями от 13 июня 1996 года) (утратил силу на основании Указа Президента РФ от 07.12.2016 N 656)

2.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Развитие новых социально-экономических отношений на территории Российской Федерации требует кардинальных изменений в законодательстве России. Действующая в настоящее время правовая база не позволяет успешно осуществить системный подход к проблеме миграции.

Законы Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" определяют только две категории лиц, совершающих вынужденную миграцию, и не охватывают всех миграционных потоков.

Дальнейшая разработка законодательства, регулирующего проблемы миграции, должна быть направлена на достижение следующих целей:

управление миграционными процессами в Российской Федерации, включая регулирование въезда и выезда мигрантов путем осуществления иммиграционного контроля, стабилизации миграционных потоков;

защита прав и интересов граждан России вне зависимости от места (государства) проживания либо пребывания, в том числе трудящихсямигрантов;

содействие в социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на территории Российской Федерации.

Предполагается развитие договорных отношений в области миграции федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между ними.

Взаимоотношения между субъектами Российской Федерации, кроме договорных отношений, могут регулироваться путем создания межрегиональных программ.

В условиях развития института частной собственности на землю и установления новых отношений в землепользовании и землевладении требуется создание целевого земельного фонда для расселения вынужденных мигрантов и их обустройства.

Необходимо активнее использовать возможности Российской Федерации, как субъекта международного права. Следует провести анализ международных актов, касающихся как основных прав и свобод граждан, так и проблем беженцев для выработки рекомендаций о возможности присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов.

Во внешнеполитической деятельности в отношениях с государствами-республиками бывшего Союза ССР следует проводить линию, стимулирующую ратификацию ими международных документов по правам человека, дифференцируя взаимоотношения с этими государствами (политические, экономические, культурные и т.д.) с учетом данного обстоятельства. При этом необходимо добиваться получения от этих государств признания двойного гражданства, а также гарантий компенсации вынужденным мигрантам за оставляемое жилье и другое имущество.

     Необходима разработка             и              систематизация
нормативно-терминологического       аппарата,      что      позволит
классифицировать  миграционные  потоки,   определит   меры   по   их
регулированию   и  будет  способствовать  соблюдению  интересов  как
человека, так и государства.

Правовое регулирование проблем миграции на основе норм международного права предполагает:

для ситуации, когда Россия войдет в состав Европейского Союза, - присоединение к Конвенции 1950 года по защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, в том числе признающих юрисдикцию Комиссии и Суда по правам человека;

для ситуации с государствами - участниками СНГ - заключение между государствами - участниками СНГ соответствующей многосторонней конвенции, в том числе фиксация в ней положения о создании суда, призванного разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав человека;

для ситуации с другими государствами - заключение между Российской Федерацией и этими государствами двусторонних договоров о защите прав и основных свобод человека, национальных меньшинств, соотечественников и о создании комиссий по наблюдению за ходом их выполнения, уполномоченных принимать решения, обязательные для выполнения сторонами.

Увеличение потоков вынужденной миграции в бывшем Союзе ССР потребовало создания единого Кодекса правил обращения с беженцами и вынужденными переселенцами, проживавшими ранее на его территории.

В ходе разработки настоящей Программы в 1993 году ФМС России подготовлены и вступили в действие нормативные акты, регламентирующие работу с вынужденными переселенцами.

Мероприятия по правовому обеспечению Программы

+---------------------------------------------------------------+
¦                                      ¦1994¦1995¦ Ответственные¦
¦       Содержание мероприятий         ¦год ¦год ¦ исполнители  ¦
+---------------------------------------------------------------+

  Провести анализ международных          *        ФМС России
  правовых актов в области миграции и             Минюст России
  подготовить предложения по целесооб-            МИД России
  разности присоединения к ним
  Российской Федерации

  Подготовить предложения по изменению   *        ФМС России
  и дополнению законодательства                   МИД России
  Российской Федерации в части, касаю-            Минюст России
  щейся проблем миграции, защите прав
  и свобод мигрантов

Подготовить проекты федеральных
законов:

  "О миграции в Российской               *        ФМС России
   Федерации"                                     Минтруд России
                                                  ФСЗ России
                                                  Миннац России
                                                  МВД России
                                                  Минюст России

   "Об эмиграции и иммиграции"           *    *   ФМС России
                                                  МИД России
                                                  ФПС-Главкомат
                                                  ФСК России
                                                  МВД России
                                                  Минюст России

   "Об убежище на территории                  *   ФМС России
   Российской Федерации"                          МИД России
                                                  Миннац России
                                                  ФСК России
                                                  МВД России
                                                  Минюст России

   "О въезде, выезде и пребывании на          *   МИД России
    территории Российской Федерации               ФМС России
    иностранных граждан и лиц без                 ФПС-Главкомат
    гражданства"                                  ФСК России
                                                  МВД России
                                                  Минюст России

   "О правовом положении иностранных     *    *      - " -
    граждан на территории Российской
    Федерации"

   "О социальной защите трудящихся            *   ФМС России
    мигрантов"                                    Минсоцзащиты
                                                  России
                                                  Минтруд России
                                                  МИД России
                                                  Минсотрудни-
                                                  чество России
                                                  Минюст России

   "О вакцинопрофилактике"                    *   Госкомсанэпид-
                                                  надзор России
                                                  Минздравмед-
                                                  пром России
                                                  Миннац России
                                                  ФМС России
                                                  Минюст России

   "О санитарной охране территории            *   Госкомсанэпид-
   Российской Федерации"                          надзор России
                                                  Минздравмед-
                                                  пром России
                                                  Миннац России
                                                  ФМС России
                                                  Минюст России

Подготовить проекты следующих норма-
тивных актов:

  Соглашения между федеральными орга-    *    *   ФМС России
  нами исполнительной власти и орга-              Миннац России
  нами исполнительной власти субъектов            Минэкономики
  Российской Федерации о расселении               России
  лиц, ищущих убежища в России                    МИД России
                                                  Минсотрудни-
                                                  чество России
                                                  Минюст России

  Постановление Правительства                 *   Роскомзем
  Российской Федерации "О порядке                 ФМС России
  формирования целевого земельного                Минэкономики
  фонда для расселения беженцев и                 России
  вынужденных переселенцев и режиме               Миннац России
  его использования"                              Минюст России

  Постановление Правительства              *      Роскомзем
  Российской Федерации                            Минфин России
  "О порядке использования средств                ФМС России
  специального денежного фонда                    Минюст России
  "Земля"

  Постановление Правительства                 *   МЧС России
  Российской Федерации                            Миннац России
  "О порядке взаимодействия федеральных           ФМС России
  органов исполнительной власти и                 МВД России
  органов исполнительной власти                   Минюст России
  субъектов Российской Федерации при
  эвакуации населения в условиях
  чрезвычайной ситуации"

Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.


2.3. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Для решения проблемы вынужденных мигрантов требуется создание системы мер, среди которых необходимо выделить следующие:

1. Разработка комплексного подхода к созданию условий приема и размещения вынужденных мигрантов в соответствии с их статусом (стимулирование самообеспечения беженцев и вынужденных переселенцев с одной стороны и экономическое развитие принимающего региона - с другой).

Федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо определить перспективу развития принимающих регионов, которая наряду со стимулированием участия беженцев и вынужденных переселенцев в собственном обустройстве предусматривает комплекс мер, позволяющих сбалансировать социально-экономическое положение отдельных территорий и страны в целом.

2. Разработка и реализация программ помощи социально незащищенным категориям вынужденных мигрантов.