При решении задач внешней трудовой миграции следует учитывать необходимость:
признания и последовательного соблюдения прав человека и гражданина на свободу перемещения, свободный выбор страны пребывания и места работы, а также возвращения на родину;
обеспечения равенства трудовых прав мигрантов с правами граждан принимающей страны;
обеспечения равенства гражданских, трудовых и социальных прав российских граждан вне зависимости от того, в какой стране протекает их профессиональная деятельность.
Для организации управления процессами внешней трудовой миграции следует реализовать комплекс следующих мер:
1. Формирование институциональной структуры внешней трудовой миграции (приложение N 4), которое предусматривает совершенствование системы внешней трудовой миграции и организацию межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональных уровнях.
2. Создание нормативно-правовой базы в области внешней трудовой миграции путем заключения с зарубежными странами соглашений, регулирующих комплекс вопросов внешней трудовой миграции, разработки примерного перечня требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками.
3. Экономическое регулирование внешней трудовой миграции на основе:
создания условий, стимулирующих перевод на Родину валютных средств трудящихся-мигрантов из числа граждан Российской Федерации, сохранности этих средств и возможности их беспрепятственного получения в той валюте, в какой они переводились, обеспечения аккумуляции и инвестирования этих средств в российскую экономику;
отработки механизма возмещения расходов федерального бюджета по депортации нелегальных трудящихся-мигрантов;
предоставления кредитов для реэмигрантов под создание новых и модернизацию существующих рабочих мест в сфере малого бизнеса России.
Кроме того, предполагается реализация мероприятий по информационному и научно-методическому обеспечению внешней трудовой миграции, а также развитию международного сотрудничества в этой области.
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146 "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 года N 539 "Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" определены меры по квотированию привлекаемой иностранной рабочей силы и лицензированию деятельности организаций, трудоустраивающих российских граждан за рубежом.
Мероприятия Программы
по решению проблем внешней трудовой миграции
+--------------------------------------------------------------+
¦Содержание мероприятий ¦1994 ¦1995 ¦Ответственные ¦
¦ ¦год ¦год ¦исполнители ¦
+--------------------------------------------------------------+
Разработать нормативную * * ФМС России
базу экономического регу- Минэкономики
лирования внешней трудовой России
миграции ФСЗ России
Минфин России
Минюст России
ГТК России
Разработать предложения * ФМС России
по созданию Центрального ФСЗ России
бюро по внешней трудовой Минфин России
миграции и иностранной Минюст России
рабочей силе МИД России
Подготовить предложения * ФМС России
по развитию института совет- МИД России
ников по вопросам мигра- Минфин России
ции в посольствах (консуль-
ствах) Российской Федерации
в иностранных государствах
Разработать механизм выде- * Минтруд России
ления целевых бюджетных Минфин России
ассигнований для выполне- ФМС России
ния Россией обязательств
по соглашению между
Правительством СССР и СРВ
"О направлении и приеме
вьетнамских граждан на
профессиональное обучение и
работу на предприятиях и в
организациях СССР" от 2 ап-
реля 1981 г. в части отправ-
ки на родину граждан СРВ,
а также контроля за использо-
ванием этих средств
Подготовить предложения о * * ФМС России
льготном кредитовании ра- Минэкономики
ботодателей, создающих России
новые и модернизирующих Банк России
существующие рабочие мес- ФСЗ России
та для реэмигрантов
Провести анализ конвен- * * ФМС России
ций Международной органи- Минтруд России
зации труда (МОТ) и других МИД России
международных актов по
вопросам внешней трудо-
вой миграции и подгото-
вить предложения о целе-
сообразности присоедине-
ния к ним Российской
Федерации
Подготовить проекты дву- * * ФМС России
сторонних межправительст- Минтруд России
венных и межведомственных МИД России
соглашений по регулированию Минсотрудничество
внешней трудовой миграции России
Миннац России
Организовать проведение * ФМС России
международной конференции МИД России
по проблеме трудовой МВЭС России
эмиграции российских граж-
дан за границу и привлече-
ния иностранной рабочей
силы в Российскую Федера-
цию
Примечание. Звездочки (*) означают год выполнения мероприятия.